Екатерина Бондаренко
Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания
▼ Скачать + Заказать документы
1) Воспитательно-образовательное значение системы знаний о природе
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, т. к. закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Публикация «Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания» размещена в разделах
Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, т. е. правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
Экологическое воспитание и образование формирует:
1. знания и представления об окружающем мире (природа и общество);
2. понимание взаимосвязи между этими составляющими мира;
3. выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой;
4. развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней.
Формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и его объектам строится на изучении особенностей жизни объектов живой природы, это роста и развития отдельных живых существ и влияние на них неживой природы.
Формирование экологического воспитания строится в направлении расширений знаний. В раскрытии единства живого и неживого. Наряду с растениями и животными в природе рассматривается и человек.
В содержании программы учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе экологические представления углубляются, насыщая содержание темы и переходя в понятия, которые формируются определенные знания. В соответствии с возрастом материал дается по принципу «от простого к сложному».
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
2. Познавательные возможности детей дошкольного возраста
Детский сад - первое звено системы непрерывного экологического образования.
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.
Признаки интереса к природе :
a) проявление интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями);
b) проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями).
Средства формирования интереса к природе :
1) прогулки и экскурсии на природу;
2) фенологические наблюдения;
3) использование элементов исследовательской работы;
4) изучение загадочных явлений природы;
5) деятельность по оказанию помощи природе;
6) чтение книг и просмотр видеофильмов о природе;
7) проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
3. Формирование у дошкольников представлений о многообразии живых существ
Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С. Н. Николаева.
Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А. М. Федотовой. Они были направлены на:
1. изучение особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно;
2. изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях, насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных;
3. выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определённым признакам (в заданиях на свободную группировку);
4. выяснение, владеют ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений.
Знания включают в себя конкретные и обобщённые представления.
Игра (дидактическая) является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
5. Формирование обобщений в дошкольном возрасте
Основная цель формирования обобщенных представлений в дошкольном возрасте: интенсивное развитие соответствующих возрасту особенностей мыслительной деятельности, развитие способности обобщать, использовать приобретенные знания для самостоятельной продуктивной ориентировки в окружающем природном мире.
С раннего возраста: дети знакомятся с отдельными растениями и животными, учатся различать их по окраске, форме и другим внешним признакам, осваивают под руководством взрослых приемы ухода за ними, помогают выращивать молодые растения и животных.
В старшем дошкольном возрасте эти конкретные знания могут быть суммированы, обобщены.
a) Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика:
b) формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений;
c) содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщённое представление;
d) каждому признаку соответствует специальный вопрос.
Важное место в беседе занимает формулировка выводов (заключений) — собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего по комплексу признаков, — которое и соответствует обобщенному представлению.
Формирование обобщенных представлений — это словесный метод работы с детьми, в центре которого — алгоритм построения обобщенного знания в процессе учебного диалога: определенная последовательность вопросов, ответов, выводов. Чтобы алгоритм достиг цели (чтобы дети усвоили обобщенное знание и в дальнейшем самостоятельно использовали его, необходимо. Обобщённые представления строятся на 3—4 сходных и значимых для всей группы признаках.
6. Значение системы знаний о природе в формировании основ экологического сознания.
С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин отмечают, что экологическое сознание – это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.
Формирование основ экологического сознания происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактичная игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактичной игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких заданий, которые ведут ребенка путем самостоятельных решений, поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде.
Методы:
1. Наблюдение;
2. Экспериментирование;
3. Беседа с использование иллюстративно-наглядного материала;
4. Экологические сказки (детям среднего дошкольного возраста интересны сказки о животных, например такие, как «Лиса и колобок», «Подосиновики», «Пожар в лесу»);
5. Чтение художественной литературы экологического содержания ( Сказки: белорусская народная сказка «Пых», русские народные сказки: «Петух да собака», «Как петушок лису перехитрил», «Бычок - черный бочок, белые копытца»; В. Сутеев «Капризная кошка», «Под грибом», «Елка»; В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»; братья Гримм «Лиса и гуси». Рассказы: К. Д. Ушинский «Петушок с семьей»; Т. Воронина «Про зайку»; Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Волк»; Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей»);
6. Трудовые поручения в уголке природы и на площадке;
7. Игра:
7.1. Совместный экологический досуг с детьми «Вечер загадок» и т. п. ;
7.2. Подвижные игры «Лохматый пес», «Воробушки и кот» и т. д. ;
7.3. Сюжетные игры с игрушками животных (домашние и дикие животные);
7.4. Различные дидактические игры («Кто в домике живёт?», «Когда это бывает?», «Одень куклу на прогулку»);
7.5. Игры-эксперименты («Цветные капельки»-игры с водой; «Мыльные пузыри»-игры с мыльной водой; «Снежные фигуры» лепка из снега и др.);
7.6. Театрализация («Зимовье зверей», «Зимние забавы»);
7.7. Игры с природным материалом (песком, снегом, желуди и др).