Светлана Ишмуратова
Система оценки качества образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Система оценки качества образования в ДОУ
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этом зале, и я очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Выступление хочется начать с притчи:
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост.
Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О, вы, подданные мои»,- «У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».
Публикация «Система оценки качества образования в ДОУ» размещена в разделах
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.
О, чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Нам педагогам, тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации инноваций в образовательном процессе (не просто их знать, а использовать в своей практической деятельности).
Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ;
Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
От чего же зависит качество дошкольной организации?
- от качества работы воспитателя,
- от отношений, которые сложились в коллективе,
- от условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми,
- от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);
– какие условия созданы в дошкольной организации (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)
Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно: оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются :
- самообследование,
- диагностика,
- мониторинг или контроль.
Чаще всего мы используем основные распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.
Что же нужно оценивать?
Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается:
1. качество образовательного процесса;
2. качество образовательных условий;
3. результатов дошкольного образования.
Каково же содержание процедуры оценки?
1. Содержание процедуры оценки включает вопросы об организации прогулки, организованной образовательной деятельности, использовании дидактических и режиссёрских игр, о подготовке педагогов к занятиям, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности и т. д.
2. Качество образовательных условий :
В стандарте указано 5 групп требований:
• финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;
• материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;
• развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;
• психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
• кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.
3. Качество результатов ДО :
• динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. Сравнение ребёнка с самим собой — насколько он развился в течение определённого периода времени;
• соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Содержание процедуры оценки включает вопросы достижений воспитанников (включая показатели социализации, а также участие в различного уровня конкурсах, результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО, воспитанность дошкольников (социально-нормативные характеристики, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов и результаты педагогической диагностики (через педагогические наблюдения, портфолио дошкольника.)
Что же даёт система оценки?
Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь.
Формирование личности ребёнка
Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества. С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка.
Коррекция действий
Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.
В заключении необходимо сказать, что всем нам важно усвоить, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, но только с самим собой. (Как изменился ребенок в течение определенного времени, насколько подрос качественно). К результатам допускаются только педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщенном виде – сколько детей показало низкий, средний или высокий уровень развития. Результаты конкретного ребенка не даются. (Скоролупова О.)
Открытость результатов оценки осуществляется через публичный доклад заведующего и размещение аналитических материалов на сайте дошкольной организации.
Практическая часть. Блиц-опрос
Задание 1. Участники делятся на две группы:
«обучающиеся»;
«педагоги»;
Первый вопрос для обсуждения:
Группа обучающиеся отвечают на вопрос «Когда обучающемуся не интересно учиться?»
Группа педагоги отвечают на вопрос «Когда педагогу не интересно учить?»
Второй вопрос для обсуждения:
Обучающиеся отвечают на вопрос: «Какого педагога вы хотите видеть на своих занятиях?» Отразите на листе бумаги сегодняшнего педагога.
Педагоги отвечают на вопрос: «Какого педагога - коллегу вы хотите видеть рядом с собой?» Отразите на листе бумаги сегодняшнего педагога.
Третий вопрос для обсуждения:
Обучающиеся и Педагоги отвечают на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы обучающемуся стало интересно учиться, а педагогу учить?».
Вывод
Как мы видим, что для того, чтобы образовательный процесс был организован эффективно и с пользой, как для педагога, так и для воспитанников; чтобы одним было интересно обучать, а другим получать знания; чтобы качество образования и результат обучения были на достаточно высоком уровне, необходимо что-то менять в организации всего образовательного процесса, а также в организации и проведении учебных занятий в частности.
Одним из условий изменения подходов к организации образовательного процесса является внедрение инноваций. И здесь нам на помощь приходят современные образовательные технологии, которые выступают как инструмент повышения мотивации к обучению и развития творческих способностей детей, как средство повышения результативности обучения и качества образования в целом.