Наталья Борзых
Система методической работы по организации профессионального роста педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Образование дошкольников с ОВЗ одно из наиболее актуальных направлений современной образовательной политики нашего государства. Уже сейчас многие ДОУ посещают дети с ОВЗ, дети-инвалиды. Запрос населения на получение качественного и доступного дошкольного образования детьми с ОВЗ очень высок.
Вместе с тем это одно из проблемных направлений отечественного образования с точки зрения организации и реализации образовательного процесса.
Публикация «Система методической работы по организации профессионального роста педагогов, работающих с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
К огромному сожалению, в настоящее время, в дошкольных образовательных учреждениях существует дефицит педагогических кадров, имеющих специальную профессиональную подготовку для работы с детьми с особенностями здоровья. На практике даже у педагогов с высоким уровнем знаний и профессионализма отмечается психологическая неготовность к принятию ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательном пространстве ДОУ. Это может стать причиной регулярных профессиональных стрессов, эмоционального истощения и профессионального выгорания педагогов.
Очевидно, что решение данной проблемы напрямую связано с повышением квалификации и профессиональной подготовкой педагогических работников ДОУ.
В каждом ДОУ строится своя система повышения квалификации педагогов.
Профессиональный рост педагога осуществляется двумя путями:
• посредством самообразования;
• за счет осознанного участия в мероприятиях, которые можно объединить совокупным названием «методическая работа».
Оба пути неразрывно связаны: педагог сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему методической работы, и поэтому она приобретает характер самообразования; с другой стороны, как бы педагог сам ни заботился о своем профессиональном росте, как бы тщательно сам ни проектировал его, он не может бесконечно вытягивать только из самого себя «нитку» знаний, умений, идей. Наверняка он воспользуется внешними источниками, которые ему предложат старший воспитатель, коллеги, методические центры – всем тем, что мы называем методической поддержкой.
Безусловно, методическая работа наиболее эффективна, если она организована как целостная система.
В нашем учреждении сложилась своя система работы с педагогическими кадрами по повышению профессиональной компетентности, которая способствует освоению педагогами новых технологий, формированию индивидуального стиля работы, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационную категорию.
Методическая работа осуществляется в соответствии с важнейшими принципами: научностью, практической направленностью, оптимальным сочетанием различных форм и методов, творческим характером деятельности.
Профессиональная компетентность выявляется на основе документов об образовании, тестирования, собеседования, предоставляется возможность показать творческий потенциал в практической работе с детьми. В системе повышения профессиональной компетентности педагога ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации образовательного процесса ДОУ. Важное место в работе методической службы занимает диагностика профессиональной деятельности педагогических работников, которая помогает оценить не только фактический уровень их подготовки, но и выявить запросы и потребности, определить проблемы и перспективы. Поэтому залог успешной работы это четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях, профессиональных трудностях. Это работа педагога-психолога, который организует и проводит тренинги, консультации, упражнения.
По уровню профессионального мастерства педагоги ДОУ делятся на две группы:
- педагоги, требующие усиленного внимания (в основном, педагоги с небольшим стажем работы, для них организованна «Школа молодого специалиста»,
- педагоги со сложившейся системой работы.
Такое деление на группы облегчает планирование методической работы. Для педагогов первой группы определены такие формы работы, как теоретические и практические семинары, изучение опыта творчески работающих педагогов, включение в группы по подготовке к педсоветам, конференциям, диспутам и т. д. Для педагогов второй группы, помимо указанных, используются такие формы, как изучение опыта творчески работающих педагогов, обобщение собственного опыта, самообразование и самоанализ своей деятельности. Эти педагоги входят в рабочие группы по подготовке педсоветов, методических объединений, являются членами совета методического кабинета.
Важным направлением работы учреждения является повышение профессиональной компетентности педагогических кадров путем :
• получения дополнительного образования в вузах,
• курсового повышения квалификации (Администрация учреждения выстраивает взаимосвязанную, согласованную деятельность с ресурсными центрами города ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, ГБОУ ВО СГПИ, ФГБОУО «МПГУ», дистанционное обучение, обеспечивая, тем самым, систему непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов. Педагоги получают соответствующие сертификаты и удостоверения
• стимулирования педагогов к аттестации на более высокие квалификационные категории.
Одна из эффективных форм повышения уровня профессиональной компетентности - работа по самообразованию. При выборе темы по самообразованию учитываются проблемы, решаемые в ДОУ, приоритетные направления его деятельности, а так же индивидуальный опыт и интересы педагога. После определения темы самообразования, педагогом составляется план работы, в котором определяются этапы, содержание работы на каждом из них, предполагаемый результат и формы его представления. Сроки реализации плана педагог определяет сам, но как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации. На основе индивидуальных планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ. Такой план позволяет отслеживать процесс самообразования в целом по учреждению: на каком этапе находится каждый из педагогов, какие мероприятия по самообразованию планируются, какой материал уже наработан и может быть рекомендован для использования в работе других педагогов. Такая система работы по самообразованию ставит педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний и умений, позволяет учитывать коллективный опыт, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем создавать в ДОУ атмосферу профессионализма и творчества. Результаты самообразования становятся достоянием коллектива благодаря просмотрам открытых мероприятий, посещению выставок работ детей и педагогов, обобщению опыта творческой работы. С молодыми специалистами проводятся мини-экзамены по изученной литературе, которые помогают осмыслить материал, предложить варианты его применения в воспитательно-образовательном процессе.
В рамках методической работы так же планируются мероприятия, которые стимулируют педагогов к профессиональному росту, предоставляют широкое поле для творческой деятельности, формируют высокую ответственность: конкурсы, методические объединения, конференции. Такие мероприятия стимулируют, создают ситуацию успеха, так как работа осуществляется в коллективе.
Еще одна хорошая традиция педагогического коллектива - проведение методического месячника. В рамках проведения месячника оформляются выставки методических разработок, творческих работ, новой психолого-педагогической литературы.
Работа с родителями одно из сложнейших направлений в работе педагогов. Консультативная помощь родителям оказывается с момента поступления ребенка с ОВЗ в детский сад. Не секрет, что родители (законные представители) «особого» ребенка остро нуждаются в квалифицированной помощи. Активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей приносит свои, положительные результаты. Консультации, мастер–классы специалистов, воспитателей, дни открытых дверей, совместные с родителями физкультурные и музыкальные развлечения и праздники, родительские собрания, «круглые столы» - мы используем как традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы, так и нетрадиционные, дающие положительный результат. Участвуя в воспитательно–образовательном и коррекционно – развивающем процессе, родители постепенно становятся активными, отношения в семьях более спокойными.
Педагоги должны уметь организовать такие условия, при которых ребенок с особенными возможностями здоровья будет вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности.
Предметно – развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы.
Для детей с нарушениями когнитивной сферы – одной из особенностей предметно – развивающей среды является наличие достаточного ассортимента игрушек, красочных, простых и, одновременно, выразительной формы, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей. Для детей с речевыми нарушениями – наличие разнообразного картинного материала, серий картин, альбомов с иллюстрациями, репродукциями, различных видов театров и т. п.
Информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников, тем самым решить одну из самых актуальных на сегодняшний день задач, на решение которой направлен и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому одной из новых форм методической работы является создание личного блога в Интернете.
Оказание действенной методической помощи педагогам в развитии профессионализма и самообразование способствуют их переходу из одной группы в другую.
За последние три года произошли существенные изменения в кадровом составе педагогического коллектива ДОУ :
• Отсутствие вакансий;
• Процент педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации – 100%;
• Процент аттестованных педагогов – 94%;
• Процент воспитателей с дошкольным педагогическим профессиональным образованием – 100%;
• Процент педагогов, повысивших уровень образования в вузах – 41%.
Таким образом, ориентация на запросы педагогов, систематичность и целенаправленность работы по повышению профессиональной компетентности, поиск новых форм, соответствующих требованиям времени, позволяют обеспечить постепенное и планомерное повышение качества образования в ДОУ.
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ, которые вливаются в детский коллектив и требуют мобилизации у нас, педагогов, всех этих качеств.