Елена Стройкова
Система работы с одаренными дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей современной педагогики. Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а также методики ее диагностики, существование данной группы детей определяется статистически. Способность к мышлению, творчеству, обучению - не исключительность, а потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой, иной по содержанию термин-«детская одаренность», и в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают две глобальные задачи:
Публикация «Система работы с одаренными дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;
- разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
И категория детей с ОВЗ тоже не исключение. Принято считать, что таким «особенным» детям зачастую сложно дается даже необходимый набор знаний, умений и навыков, не говоря уже о задачах повышенной трудности. Но на практике оказалось, что, в частности среди детей с нарушением зрения, не смотря на тяжелые диагнозы, есть дети, о которых можно сказать «одарены».
В силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Остаётся только выделить наиболее эффективный вид деятельности, с помощью которого можно добиться максимального результата. Наибольший интерес к обучению у детей дошкольного возраста вызывает игровая деятельность, т. к. она является ведущей в данном возрастном периоде.
Таким образом, определилась цель данного проекта - разработка системы дидактических игр и упражнений в математической деятельности для «одаренных» детей, имеющих нарушения зрения.
Следует сказать о принципах работы с одаренными детьми :
• принцип индивидуализация обучения;
• принцип опережающего и развивающего обучения;
• принцип комфортности;
• принцип разнообразия;
• здоровьесберегающий принцип.
Оптимизация образовательного процесса была достигнута не за счет увеличения количества занятий, а за счет переноса основного внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов детской деятельности, использование различных игровых технологий.
Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью используются средства занимательной математики. Они содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
По мере внедрения проекта в образовательную деятельность велась активная просветительская работа с родителями :
• презентация выдержек из авторских программ, технологий («Умники и умницы», «Одаренный ребенок» и др.)
• устный журнал узких специалистов «Одаренность – дар или наказание?»
• мастер-класс «Развивающий математический центр»
• семинар «Одаренные дети с ОВЗ».
На основе практической работы с детьми, имеющими склонность к математической деятельности, была составлена примерная индивидуальная программа развития интеллектуально одаренного ребенка. Была составлена картотека дидактических игр и упражнений на развитие зрительного восприятия «одаренных» детей.
От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми нашего детского сада – это содействие их превращению в одаренных взрослых.