Куртукова Наталья
Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни каждой семьи наступает момент, когда маленькому ребёнку недостаточно общение с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления. Здесь на помощь семье должен прийти детский сад. Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Ведь в возрасте от года до трёх лет ребёнок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.
Публикация «Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Как сделать вхождение ребёнка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?
Адаптация – процесс приспособления организмов к условиям существования.
Адаптация социальная – активное приспособление индивидов к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, социальных норм, стилей поведения, принятых в обществе.
Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезоадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребёнка.
Проблема адаптации детей к детскому саду не нова, поэтому существует большое количество публикаций на эту тему (Калинина Р. Адаптация дошкольников к условия детского сада. СПб., 2002; Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребёнком (период раннего возраста). – СПб. : Речь. – 2001;Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. – М. :РОСМЭН. – 1999; Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : Книголюб, 2003; Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь. //Тренинговая программа адаптации детей 4 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения. – М. : Генезис. – 2000 и др.) Как правило, авторы освещают теоретические аспекты адаптации и предлагают использовать традиционные игры и упражнения для маленьких детей. Но практика работы с детьми раннего возраста показала эффективность процесса адаптации в результате использования наряду с традиционными формами работы, менее традиционные, такие как игры с песком, обыгрывание сказки, рисование пальчиками, психосамотическая гимнастика.
Сказка – даёт возможность заинтересовать ребёнка, с помощью сказки, развиваются не только воображение и мыслительные способности, но и уменьшается внутреннее психическое напряжение.
Игры с песком – позволяют снижать психоэмоциональное напряжение детей, являются самым доступным и естественным способом «самотерапии» (уменьшается тревожность, агрессия). Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Также в играх с песком мощно развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»; более гармонично и интенсивно развивается вся познавательная сфера (восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение, моторика).
Рисование пальчиками – помогает решать проблемы эмоциональной неустойчивости, которые сопровождают адаптационный период. Во время рисования ребёнок успокаивается, раскрепощается. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно всегда сопровождается эмоциональным откликом.
Кроме того, рисование пальчиками — это возможность развивать мелкую моторику руки, а одновременно и речь ребенка. Такая деятельность помогает развивать усидчивость, внимание, концентрацию, учит обращаться с красками и бумагой, выучить цвета, повысить интеллект на раннем этапе развития. Также пальчиковое рисование способствует развитию воображения и творческого мышления ребенка.
Психосоматическая гимнастика, в основе которой лежат дыхательные упражнения, обладает успокоительным действием и улучшает самочувствие.
Известно, что в период адаптации дети испытывают душевный дискомфорт: они не в состоянии справиться с негативными переживаниями, наплывом отрицательных эмоций. Ситуация осложняется тем, что дети не умеют снимать психологическое напряжение и на этом фоне легко могут возникнуть психосоматические расстройства. А рано или поздно подавленное психическое состояние ребёнка вызывает реакцию на физическом уровне – ребёнок начинает чаще болеть. Ребёнок неосознанно запускает механизм, приводящий к появление болезненных симптомов всякий раз, когда он не в состоянии никакими иными способами справиться с мучающей его проблемой. Малыш не любит ходить в детский сад, капризничает, плачет. А через какое-то время, понимая, что его обычных протестов недостаточно, начинает жаловаться на разные недомогания – то у него живот болит, то голова. Иногда это просто симуляция и манипулирование родителями. Но вот если у ребёнка действительно возникают различные болевые симптомы – кашель, насморк, повышенная температура, диарея, тошнота и т. п. – можно уже говорить о развитии психосоматического расстройства. Поэтому очень важно помогать детям снимать психологическое напряжение, вызванное адаптацией к детскому саду, чтобы не допускать возникновения психосоматических расстройств. Одним из таких приёмов, помогающих уменьшить психологическое напряжение и гармонизировать психоэмоциональное состояние ребёнка и является психосоматическая гимнастика.
Итак, малышу, поступающему в детский сад, предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, отличающимся от тех, к которым он привык в семье: четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию и могут вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное её течение, необходим постепенный переход из семьи в ДОУ. Чёткая, профессионально сложенная и продуманная работа педагогов, психологов, медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка – ему на благо.
Все изложенные особенности были учтены при создании комплексной программы «Песочные сказки», направленной на осуществление психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, их родителей и педагогов в период адаптации к ДОУ.
Система работы по программе «Песочные сказки» включает два направления деятельности:
1. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста;
2. Система мероприятий для педагогов и родителей.
Структура комплексной системы работы по программе отражает системно-деятельностный подход, как методологическую основу ФГОС, предъявляемых к дошкольному образованию. Во-первых, работа с детьми построена с учётом ведущего вида деятельности ребёнка – игры. Во-вторых, система мероприятий для педагогов и родителей предоставляет возможность приобрести практический опыт для эффективного преодоления проблем адаптации на основе осуществления личностно-ориентированной модели общения педагога с ребёнком, учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка. А родитель становится социальным партнёром дошкольного учреждения, активно вступая во взаимодействие с собственным ребёнком и педагогом, родитель тем самым, помогает адаптации ребёнка к ДОУ.
Система работы построена по следующим принципам:
• Гуманности – уважение личности и прав субъектов образовательного процесса.
• Экологичности – отказ от любых форм давления, ориентация на не манипулятивные, ненасильственные способы работы, обеспечивающие психологически безопасную атмосферу общения.
• Демократичности – позиции равноправного сотрудничества, партнёрства и соучастия с родителями, детьми и педагогами.
• Открытости – действия педагога-психолога осуществляются гласно и открыто.
• Конфиденциальности – результаты работы педагога-психолога не могут быть оглашены без согласия того, кто взаимодействует с ним.
• Профессиональной компетентности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.
Одним из основных направлений работы по комплексной программе психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, их родителей и педагогов к условиям ДОУ «Песочные сказки» является работа с детьми раннего возраста. Данная работа состоит из 3-х взаимосвязанных блоков: 1-й блок -- «Здравствуй, детский сад», 2-й блок -- «Мои любимые сказки»и 3-й блок -- «Волшебный песочек»
Целью данного направления работы является оказание помощи детям в адаптации к условиям ДОУ.
Для реализации содержания работы определены следующие задачи:
1. снять эмоциональное и мышечное напряжение; гармонизировать психоэмоциональное состояние;
2. снизить импульсивность, излишнюю двигательною активность, тревожность, агрессию;
3. развивать внимание, восприятие, речь, воображение;
4. развивать чувства ритма, общую и мелкую моторику, координацию движений;
5. развивать игровые навыки;
6. развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.
В основу работы с детьми раннего возраста положены следующие принципы:
• Принцип научной обоснованности содержания и практической направленности реализации работы;
• Принцип единства психодиагностических и развивающих целей и задач;
• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• Принцип личностного подхода;
• Принцип «терапии песком», предложенный Юнгом К. Г. Песок поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Работа с детьми по освоению программы строится в форме игротренинга с использованием следующих методов и приё мов:
Элементы песочной терапии:
-специальные упражнения на развитие сенсорики (кожно-кинетической чувствительности, зрительного и слухового восприятия);
-дидактические игры с песком.
Элементы сказкотерапии:
-имитационные игры;
Элементы групповой дискуссии:
-рассказ взрослого;
-ответы на вопросы.
Метод направленного воображения:
-имитационные игры;
-рисование, раскрашивание.
Игровой метод:
-игры с речевым сопровождением : потешки, стишки, «ладушки», «догонялки».
Развивающие группы формируются по результатам психодиагностического исследования, через методы наблюдения, анкетирования педагогов и родителей. Для диагностики процесса адаптации детей используются. Адаптационный лист, Карта наблюдений, «Прогноз адаптации к детскому саду».
Психологический мониторинг осуществляется 2 раза в год – при входящем обследовании и по окончании развивающей работы. Для повторной диагностики используются следующие анкеты: Карта наблюдений и «Анкета для родителей»
Данный курс практической работы с детьми в рамках программы «Песочные сказки», состоит из 3-х взаимосвязанных блоков:1-й блок -- «Здравствуй, детский сад» включает 20 групповых занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме игротренинга; 2-й блок -- «Мои любимые сказки» --12подгрупповых занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, в их основе лежит использование русских народных сказок и элементов песочной терапии, и 3-й блок -- «Волшебный песочек»-- 12 индивидуальных занятий, которые проводятся 1 раз в неделю параллельно групповым и подгрупповым занятиям, но с теми детьми, которые имеют тяжёлую форму адаптации. В основе этих занятий игры с кинетическим песком и психосоматическая гимнастика. Занятия длятся 10 – 15 минут. Каждое подгрупповое занятие повторяется 2 раза, с предлагаемыми изменениями и усложнениями. Повтор занятий необходим для того, чтобы дети запомнили сказки, потешки, песенки, игры. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче, и они выполняют их с большим интересом и радостью.
Категория участников: дети 2—4-х лет с проблемами в адаптации к детскому саду. На подгрупповые занятия рекомендуются дети, обнаружившие в результате диагностики адаптацию средней степени тяжести и тяжёлую адаптацию; индивидуальные занятия посещают дети с тяжёлой формой адаптации.
Форма организации детей на занятия групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Структура группового занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Игры, на уменьшение эмоционально-мышечного напряжения, создание положительного эмоционального фона.
3. Игры комплексного развития детей.
4. Рефлексия.
5. Ритуал прощания.
Структура подгруппового занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Дидактические игры с песком.
3. Сказка.
4. Игры с речевым сопровождением / элементы изотерапия (рисование пальчиками).
5. Рефлексия.
6. Ритуал прощания.
Структура индивидуального занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Дидактические игры с песком, сюрпризный момент.
3. Упражнение на дыхание.
4. Игры комплексного развития детей.
5. Психосамотическая гимнастика.
6. Элементы изотерапии (рисование пальчиками).
7. Рефлексия занятия.
8. Ритуал прощания.
Результативность: данная программа оценивается на основе анализа данных анкетирования родителей и педагогов при осуществлении входящей и итоговой диагностики.
Одной из особенностей программы является использование песка в качестве основной формы работы. Перенос занятий в песочницу, т. е. с использованием дидактических игр на песке, был сделан не случайно. Как известно песок способен «заземлять» отрицательную энергию. Другими словами, психоэмоциональное напряжение детей снижается в результате взаимодействия с песком. Это его свойство особенно востребовано в работе с детьми раннего возраста, т. к. игры с песком – это одни из самых любимых и первых игр детей. Песок является самым доступным и естественным способом «самотерапии». Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Также в играх с песком мощно развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»; более гармонично и интенсивно развивается вся познавательная сфера (восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика; совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Таким образом, игры с песком помогают детям преодолеть и стрессовую ситуацию в период адаптации к детскому саду, и имеют развивающий характер.
Система мероприятий для педагогов и родителей.
Одним из важнейших факторов, влияющих на успешную адаптацию детей к детскому саду, является взаимодействие с родителями и педагогами.
Если родители не компетентны в вопросах адаптации, не знают, что может повлиять на процесс адаптации, какие условия необходимы для успешной адаптации, то все труды педагогов дошкольного учреждения в этом направлении будут напрасными, адаптация ребёнка может быть сложной и длительной.
Также, если педагоги не имеют достаточного опыта работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду, то они тоже могут осложнить процесс адаптации, и им, как и родителям нужна поддержка и помощь.
Поэтому для повышения эффективности адаптационного процесса в программе предусмотрена консультативно-просветительская работа с родителями и педагогами.
Консультации для педагогов:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Особенности работы в рамках программы «Песочные сказки».
«Организация совместной деятельности с детьми в младших группах в период адаптации к ДОУ».
«Использование элементов арттерапии (песочной игротерапии, рисование пальчиком, а также психосамотической гимнастики в работе с детьми в адаптационный период».
«Эмоционально-личностные проблемы и трудности поведения и характера: проявления кризиса 3-х лет».
Консультации для родителей:
«Адаптация ребёнка к детскому саду».
«Возрастные психофизиологические особенности ребёнка в возрасте 2 – 4 лет».
«Я играю целый день, мне играть совсем не лень. Игра в жизни ребёнка».
Стендовая информация для родителей:
«Адаптация ребёнка к детскому саду».
«Психическое развитие детей 2 – 3 лет».
«Кризис 3-х лет»
«Вредные привычки».
Памятка для родителей:
«Советы по адаптации к детскому саду «Я уже детсадовец».
Особенностью данного направления работы по программе «Песочные сказки» является осуществление личностно-деятельностного подхода, который предполагает важность ориентации на личностные качества ребёнка, чтобы применять индивидуальный подход к каждому, а значит помогать успешно адаптироваться.
Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса, которое позволяет установить взаимодействие детского сада и родителей, а значит сделать процесс адаптации более успешным.
Рекомендации по проведению занятий.
Психологу:
• Психолог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.
• Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного ответа или действия, т. к. в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять
собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
• В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.
• При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жёсткой структуры занятия, возможно также продление времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психическое состояние ребёнка.
• Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребёнка при его работе с песком. В случае появления у ребёнка негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается.
Воспитателям:
• Иметь в группе и знакомить детей со сказками, которые используются в адаптационной программе («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»).
• Учить с детьми песенки, потешки, предлагаемые на развивающих занятиях и использовать их в работе со всеми детьми группы в адаптационный период.