Получи документы

Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении

Куртукова Наталья
Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

В жизни каждой семьи наступает момент, когда маленькому ребёнку недостаточно общение с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления. Здесь на помощь семье должен прийти детский сад. Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Ведь в возрасте от года до трёх лет ребёнок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.

Публикация «Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Как сделать вхождение ребёнка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?

Адаптация – процесс приспособления организмов к условиям существования.

Адаптация социальная – активное приспособление индивидов к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, социальных норм, стилей поведения, принятых в обществе.

Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезоадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребёнка.

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова, поэтому существует большое количество публикаций на эту тему (Калинина Р. Адаптация дошкольников к условия детского сада. СПб., 2002; Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребёнком (период раннего возраста). – СПб. : Речь. – 2001;Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. – М. :РОСМЭН. – 1999; Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : Книголюб, 2003; Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь. //Тренинговая программа адаптации детей 4 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения. – М. : Генезис. – 2000 и др.) Как правило, авторы освещают теоретические аспекты адаптации и предлагают использовать традиционные игры и упражнения для маленьких детей. Но практика работы с детьми раннего возраста показала эффективность процесса адаптации в результате использования наряду с традиционными формами работы, менее традиционные, такие как игры с песком, обыгрывание сказки, рисование пальчиками, психосамотическая гимнастика.

Сказка – даёт возможность заинтересовать ребёнка, с помощью сказки, развиваются не только воображение и мыслительные способности, но и уменьшается внутреннее психическое напряжение.

Игры с песком – позволяют снижать психоэмоциональное напряжение детей, являются самым доступным и естественным способом «самотерапии» (уменьшается тревожность, агрессия). Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Также в играх с песком мощно развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»; более гармонично и интенсивно развивается вся познавательная сфера (восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение, моторика).

Рисование пальчиками – помогает решать проблемы эмоциональной неустойчивости, которые сопровождают адаптационный период. Во время рисования ребёнок успокаивается, раскрепощается. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно всегда сопровождается эмоциональным откликом.

Кроме того, рисование пальчиками — это возможность развивать мелкую моторику руки, а одновременно и речь ребенка. Такая деятельность помогает развивать усидчивость, внимание, концентрацию, учит обращаться с красками и бумагой, выучить цвета, повысить интеллект на раннем этапе развития. Также пальчиковое рисование способствует развитию воображения и творческого мышления ребенка.

Психосоматическая гимнастика, в основе которой лежат дыхательные упражнения, обладает успокоительным действием и улучшает самочувствие.

Известно, что в период адаптации дети испытывают душевный дискомфорт: они не в состоянии справиться с негативными переживаниями, наплывом отрицательных эмоций. Ситуация осложняется тем, что дети не умеют снимать психологическое напряжение и на этом фоне легко могут возникнуть психосоматические расстройства. А рано или поздно подавленное психическое состояние ребёнка вызывает реакцию на физическом уровне – ребёнок начинает чаще болеть. Ребёнок неосознанно запускает механизм, приводящий к появление болезненных симптомов всякий раз, когда он не в состоянии никакими иными способами справиться с мучающей его проблемой. Малыш не любит ходить в детский сад, капризничает, плачет. А через какое-то время, понимая, что его обычных протестов недостаточно, начинает жаловаться на разные недомогания – то у него живот болит, то голова. Иногда это просто симуляция и манипулирование родителями. Но вот если у ребёнка действительно возникают различные болевые симптомы – кашель, насморк, повышенная температура, диарея, тошнота и т. п. – можно уже говорить о развитии психосоматического расстройства. Поэтому очень важно помогать детям снимать психологическое напряжение, вызванное адаптацией к детскому саду, чтобы не допускать возникновения психосоматических расстройств. Одним из таких приёмов, помогающих уменьшить психологическое напряжение и гармонизировать психоэмоциональное состояние ребёнка и является психосоматическая гимнастика.

Итак, малышу, поступающему в детский сад, предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, отличающимся от тех, к которым он привык в семье: четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию и могут вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное её течение, необходим постепенный переход из семьи в ДОУ. Чёткая, профессионально сложенная и продуманная работа педагогов, психологов, медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка – ему на благо.

Все изложенные особенности были учтены при создании комплексной программы «Песочные сказки», направленной на осуществление психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, их родителей и педагогов в период адаптации к ДОУ.

Система работы по программе «Песочные сказки» включает два направления деятельности:

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста;

2. Система мероприятий для педагогов и родителей.

Структура комплексной системы работы по программе отражает системно-деятельностный подход, как методологическую основу ФГОС, предъявляемых к дошкольному образованию. Во-первых, работа с детьми построена с учётом ведущего вида деятельности ребёнка – игры. Во-вторых, система мероприятий для педагогов и родителей предоставляет возможность приобрести практический опыт для эффективного преодоления проблем адаптации на основе осуществления личностно-ориентированной модели общения педагога с ребёнком, учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка. А родитель становится социальным партнёром дошкольного учреждения, активно вступая во взаимодействие с собственным ребёнком и педагогом, родитель тем самым, помогает адаптации ребёнка к ДОУ.

Система работы построена по следующим принципам:

• Гуманности – уважение личности и прав субъектов образовательного процесса.

• Экологичности – отказ от любых форм давления, ориентация на не манипулятивные, ненасильственные способы работы, обеспечивающие психологически безопасную атмосферу общения.

• Демократичности – позиции равноправного сотрудничества, партнёрства и соучастия с родителями, детьми и педагогами.

• Открытости – действия педагога-психолога осуществляются гласно и открыто.

• Конфиденциальности – результаты работы педагога-психолога не могут быть оглашены без согласия того, кто взаимодействует с ним.

• Профессиональной компетентности.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

Одним из основных направлений работы по комплексной программе психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, их родителей и педагогов к условиям ДОУ «Песочные сказки» является работа с детьми раннего возраста. Данная работа состоит из 3-х взаимосвязанных блоков: 1-й блок -- «Здравствуй, детский сад», 2-й блок -- «Мои любимые сказки»и 3-й блок -- «Волшебный песочек»

Целью данного направления работы является оказание помощи детям в адаптации к условиям ДОУ.

Для реализации содержания работы определены следующие задачи:

1. снять эмоциональное и мышечное напряжение; гармонизировать психоэмоциональное состояние;

2. снизить импульсивность, излишнюю двигательною активность, тревожность, агрессию;

3. развивать внимание, восприятие, речь, воображение;

4. развивать чувства ритма, общую и мелкую моторику, координацию движений;

5. развивать игровые навыки;

6. развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

В основу работы с детьми раннего возраста положены следующие принципы:

• Принцип научной обоснованности содержания и практической направленности реализации работы;

• Принцип единства психодиагностических и развивающих целей и задач;

• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• Принцип личностного подхода;

• Принцип «терапии песком», предложенный Юнгом К. Г. Песок поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Работа с детьми по освоению программы строится в форме игротренинга с использованием следующих методов и приё мов:

Элементы песочной терапии:

-специальные упражнения на развитие сенсорики (кожно-кинетической чувствительности, зрительного и слухового восприятия);

-дидактические игры с песком.

Элементы сказкотерапии:

-имитационные игры;

Элементы групповой дискуссии:

-рассказ взрослого;

-ответы на вопросы.

Метод направленного воображения:

-имитационные игры;

-рисование, раскрашивание.

Игровой метод:

-игры с речевым сопровождением : потешки, стишки, «ладушки», «догонялки».

Развивающие группы формируются по результатам психодиагностического исследования, через методы наблюдения, анкетирования педагогов и родителей. Для диагностики процесса адаптации детей используются. Адаптационный лист, Карта наблюдений, «Прогноз адаптации к детскому саду».

Психологический мониторинг осуществляется 2 раза в год – при входящем обследовании и по окончании развивающей работы. Для повторной диагностики используются следующие анкеты: Карта наблюдений и «Анкета для родителей»

Данный курс практической работы с детьми в рамках программы «Песочные сказки», состоит из 3-х взаимосвязанных блоков:1-й блок -- «Здравствуй, детский сад» включает 20 групповых занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме игротренинга; 2-й блок -- «Мои любимые сказки» --12подгрупповых занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, в их основе лежит использование русских народных сказок и элементов песочной терапии, и 3-й блок -- «Волшебный песочек»-- 12 индивидуальных занятий, которые проводятся 1 раз в неделю параллельно групповым и подгрупповым занятиям, но с теми детьми, которые имеют тяжёлую форму адаптации. В основе этих занятий игры с кинетическим песком и психосоматическая гимнастика. Занятия длятся 10 – 15 минут. Каждое подгрупповое занятие повторяется 2 раза, с предлагаемыми изменениями и усложнениями. Повтор занятий необходим для того, чтобы дети запомнили сказки, потешки, песенки, игры. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче, и они выполняют их с большим интересом и радостью.

Категория участников: дети 2—4-х лет с проблемами в адаптации к детскому саду. На подгрупповые занятия рекомендуются дети, обнаружившие в результате диагностики адаптацию средней степени тяжести и тяжёлую адаптацию; индивидуальные занятия посещают дети с тяжёлой формой адаптации.

Форма организации детей на занятия групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Структура группового занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Игры, на уменьшение эмоционально-мышечного напряжения, создание положительного эмоционального фона.

3. Игры комплексного развития детей.

4. Рефлексия.

5. Ритуал прощания.

Структура подгруппового занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Дидактические игры с песком.

3. Сказка.

4. Игры с речевым сопровождением / элементы изотерапия (рисование пальчиками).

5. Рефлексия.

6. Ритуал прощания.

Структура индивидуального занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Дидактические игры с песком, сюрпризный момент.

3. Упражнение на дыхание.

4. Игры комплексного развития детей.

5. Психосамотическая гимнастика.

6. Элементы изотерапии (рисование пальчиками).

7. Рефлексия занятия.

8. Ритуал прощания.

Результативность: данная программа оценивается на основе анализа данных анкетирования родителей и педагогов при осуществлении входящей и итоговой диагностики.

Одной из особенностей программы является использование песка в качестве основной формы работы. Перенос занятий в песочницу, т. е. с использованием дидактических игр на песке, был сделан не случайно. Как известно песок способен «заземлять» отрицательную энергию. Другими словами, психоэмоциональное напряжение детей снижается в результате взаимодействия с песком. Это его свойство особенно востребовано в работе с детьми раннего возраста, т. к. игры с песком – это одни из самых любимых и первых игр детей. Песок является самым доступным и естественным способом «самотерапии». Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Также в играх с песком мощно развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»; более гармонично и интенсивно развивается вся познавательная сфера (восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика; совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Таким образом, игры с песком помогают детям преодолеть и стрессовую ситуацию в период адаптации к детскому саду, и имеют развивающий характер.

Система мероприятий для педагогов и родителей.

Одним из важнейших факторов, влияющих на успешную адаптацию детей к детскому саду, является взаимодействие с родителями и педагогами.

Если родители не компетентны в вопросах адаптации, не знают, что может повлиять на процесс адаптации, какие условия необходимы для успешной адаптации, то все труды педагогов дошкольного учреждения в этом направлении будут напрасными, адаптация ребёнка может быть сложной и длительной.

Также, если педагоги не имеют достаточного опыта работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду, то они тоже могут осложнить процесс адаптации, и им, как и родителям нужна поддержка и помощь.

Поэтому для повышения эффективности адаптационного процесса в программе предусмотрена консультативно-просветительская работа с родителями и педагогами.

Консультации для педагогов:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Особенности работы в рамках программы «Песочные сказки».

«Организация совместной деятельности с детьми в младших группах в период адаптации к ДОУ».

«Использование элементов арттерапии (песочной игротерапии, рисование пальчиком, а также психосамотической гимнастики в работе с детьми в адаптационный период».

«Эмоционально-личностные проблемы и трудности поведения и характера: проявления кризиса 3-х лет».

Консультации для родителей:

«Адаптация ребёнка к детскому саду».

«Возрастные психофизиологические особенности ребёнка в возрасте 2 – 4 лет».

«Я играю целый день, мне играть совсем не лень. Игра в жизни ребёнка».

Стендовая информация для родителей:

«Адаптация ребёнка к детскому саду».

«Психическое развитие детей 2 – 3 лет».

«Кризис 3-х лет»

«Вредные привычки».

Памятка для родителей:

«Советы по адаптации к детскому саду «Я уже детсадовец».

Особенностью данного направления работы по программе «Песочные сказки» является осуществление личностно-деятельностного подхода, который предполагает важность ориентации на личностные качества ребёнка, чтобы применять индивидуальный подход к каждому, а значит помогать успешно адаптироваться.

Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса, которое позволяет установить взаимодействие детского сада и родителей, а значит сделать процесс адаптации более успешным.

Рекомендации по проведению занятий.

Психологу:

• Психолог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

• Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного ответа или действия, т. к. в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять

собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

• В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

• При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жёсткой структуры занятия, возможно также продление времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психическое состояние ребёнка.

• Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребёнка при его работе с песком. В случае появления у ребёнка негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается.

Воспитателям:

• Иметь в группе и знакомить детей со сказками, которые используются в адаптационной программе («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»).

• Учить с детьми песенки, потешки, предлагаемые на развивающих занятиях и использовать их в работе со всеми детьми группы в адаптационный период.

Публикации по теме:

Активные методы обучения ребенка как условие обновления образовательного процесса в дошкольном учреждении АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это самому и оно станет моим навсегда.

Рекомендации для родителей по адаптации детей в дошкольном учреждении Рекомендации родителям по адаптации детей в дошкольном учреждении 1. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков (например,.

Формы организации трудовой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Формы организации трудовой деятельности дошкольников в детском саду весьма разнообразны. Основными формами организации труда дошкольников.

Методические рекомендации по организации оздоровительных закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении Физическая культура является частью общечеловеческой культуры. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение.

Консультация «Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении» Физкультурно-оздоровительная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога,.

Положение об организации научно-методической работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № ___ от «__»___ 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад,.

Система работы по организации инклюзивного образования в новом дошкольном образовательном учреждении Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением.

Система сопровождения профессиональной адаптации молодых педагогов в дошкольном учреждении Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 18:18
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Куртукова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД