Александра Едигарьева
Система летней оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативно-правовая база по подготовке и
проведению летней оздоровительной работы
Нормативно-правовые документы по организации летней оздоровительной работы в ДОО
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Фе-дерации";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Публикация «Система летней оздоровительной работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организа-ций» от 15.05.2013г. № 26;
• Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 "О совершенство-вании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ";
• Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях" от 20.06.1986 № 11-22/6-20;
• Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях» от 29.10.1984 № 11-14/26-6;
• Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях от 16.06.1980 № 11-49/6-29;
• Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Перечень приказов по организации летней оздоровительной работы
1. О создании рабочей группы по разработке плана летней оздоровительной работы.
2. Об утверждении документов и организации деятельности МБ ДОУ
3. Об организации работы ДОУ в летний период.
4. Об организации питьевого режима в летний период.
Перечень инструкций к летней оздоровительной работе
1. Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке.
2. Инструкция по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми расте-ниями и грибами, укусах насекомых, тепловом или солнечном ударах.
3. Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи.
4. Инструкция воспитателя по предупреждению детского дорожного травматизма.
Пояснительная записка
Работа с детьми в летний период является составной частью системы физкультурно-оздоровительных и воспитательных мероприятий в дошкольном учреждении. Летний от-дых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций. В летний период больше возможностей предоставлено для закаливания, совершенствования защитных реакций ребенка, широко используются солнечно-воздушные ванны и водные закаливающие процедуры. Все виды детской деятельности переносятся на воздух.
Приоритетными направлениями дошкольного учреждения в летний период являются :
• физкультурно-оздоровительная работа;
• экологическое, трудовое воспитание, познавательное развитие, развитие КГН
• игровая, музыкальная, театрализованная, изобразительная деятельность де-тей.
Цель: создание максимально эффективных условий по охране и укреплению здоро-вья, предупреждению заболеваемости и травматизма детей, обеспечению оптимальной двигательной активности, эмоциональному, личностному, познавательному и художест-венно-эстетическому развитию дошкольников в летний период, использование эффек-тивных форм и методов для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в совместной деятельности со взрослыми.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Направить деятельность педагогического коллектива на оздоровление и физическое воспитание, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности, познавательной активности и творчества детей дошкольного возраста посредством включения их в различные виды детской деятельности и культурные практики.
3. Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Особенности организации воспитательного процесса в ДОУ в летний период :
– Увеличение длительности пребывания детей на свежем воздухе в течение всего дня, с этой целью прием осуществляется на улице, увеличивается длительности про-гулок.
– Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе в облегченной одежде.
– Ежедневно проводятся тематические наблюдения, труд в природе, организуется элементарная опытническая деятельность.
– С учетом погодных условий проводятся игры с водой и песком.
– В ходе свободной деятельности детей организуются на участке творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.
План летней оздоровительной работы состоит из следующих направлений:
1. административно-хозяйственная работа (создание материально-технических условий);
2. планирование работы с детьми дошкольного возраста (образовательной и оздоровитель-ной);
3. планирование работы с сотрудниками дошкольной организации (методической и профи-лактической);
4. планирование взаимодействия с семьями воспитанников;
5. контроль за организацией работы в ДОО.
1. Содержание административно-хозяйственной работы
№
п/п Содержание работы Сроки Ответственные
1 Создать рабочую группу по разработке плана мероприятий по подготовке ДОО к летнему пе-риоду май
2 Утвердить план мероприятий по подготовке ДОО к летнему периоду май
3 Провести совещание с педагогическим персона-лом ДОО по организации и содержанию работы в летний период май
4 Уточнить список детей, нуждающихся в посе-щении детского сада в летний период. апрель-май
5 Проведение ремонтных работ :
- высаживание рассады цветов и овощей в цвет-ники и огород;
- ремонт игрового оборудования на площадках;
- косметический ремонт в группах ДОУ. май-июнь
6 Подготовить физкультурное оборудование для организации двигательной активности детей. май-июнь
7 Провести противоклещевую обработку терри-тории май
8 Перевести ДОО на летний режим работы. июнь
9 Провести инструктаж педагогов, персонала по вопросам охраны жизни и здоровья детей в лет-ний период. конец мая -начало ию-ня
2. Содержание воспитательно-образовательной и оздоровительной деятельности
№ п/п Содержание воспитательно-образовательной работы Сроки Ответственные
1 Организованная совместная образовательная деятельность по освоению интегрированного эстетически-оздоровительного уровня :
- расписание совместной деятельности педаго-га с детьми;
- музыкальные и спортивные развлечения;
- детские праздники в течение летнего пе-риода старший воспита-тель
воспитатели
2 Нерегламентированная совместная образова-тельная деятельность педагогов и детей в ре-жиме дня:
- организация разнообразной игровой деятель-ности дошкольников (подвижные игры, дидак
тические игры, сюжетно-ролевые игры, теат-рализованные игры, конструктивные игры);
- ежедневное чтение художественной литера-туры и фольклорных произведений;
- проведение мероприятий по предупреждению бытового и ДДТТ (игры, беседы, инструктажи);
- организация трудовой деятельности детей на огороде, в цветнике, на участке, с природным и бросовым материалом;
- организация познавательных и тематических прогулок по территории детского сада;
- наблюдения за объектами живой природы, опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы;
- организация выставок детского творчества, совместного творчества детей, родителей, пе-дагогов
в течение летнего пе-риода
№ п/п Содержание оздоровительной работы Сроки Ответственные
1 Переход на летний режим дня (увеличение времени прогулки и дневного сна) в течение летнего пе-риода воспитатели
2 Прием детей на улице в течение летнего пе-риода воспитатели
3 Организация жизнедеятельности вновь при-шедших в ДОО детей в адаптационный пери-од, создание комфортной атмосферы и режима. в течение летнего пе-риода воспитатели,
мед. сестра
4 Утренняя гимнастика на воздухе ежедневно воспитатели
5 Гимнастика после сна ежедневно после дневно-го сна воспитатели
6 Подвижные игры на прогулке ежедневно воспитатели
7 Физкультурные занятия на спортивной пло-щадке на улице 2-3 раза в не-делю воспитатели
8 Босохождение по песку, траве, мелким камеш-кам ежедневно во время про-гулки воспитатели
9 Солнечные и воздушные ванны,
игры с водой, песком и природным материа-лом ежедневно во время про-гулки воспитатели, мед. сестра
10 Мытье ног ежедневно после прогул-ки воспитатели, мл. воспитатели
11 Сон при открытых форточках ежедневно во время дневно-го сна воспитатели, мед. сестра
12 Хождение босиком по «дорожкам здоровья», обширное умывание, обтирание влажным по-лотенцем ежедневно после дневно-го сна воспитатели, мед. сестра
13 Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимна-стика, артикуляционная гимнастика ежедневно воспитатели
3. Содержание работы с сотрудниками дошкольной организации (методической и профилактической)
№
п/п Содержание работы Сроки Ответственные
Методическая работа
1 Практикум для воспитателей групп компенси-рующей направленности «Коррекционная ра-бота в летний период» конец мая
2 Подготовить консультации для педагогов:
• «Организация прогулки в летний пери-од».
• «Детское творчество в летний период»
• «Физкультурно-оздоровительная работа в летний период»
июнь
июль
август
3 Организовать выставку методических пособий, статей, журналов, рекомендаций по работе с детьми в летний период июнь
4 Организовать индивидуальную работу с вос-питателями (по запросам) в течение летнего оз-дорови-тельного периода
5 Прохождение курсов повышения квалифика-ции «Организация летней оздоровительной работы с детьми в дошкольной образовательной организации» май-август
6 Разработка и утверждение годового плана на учебный год в соответствии с ФГОС август
7 Провести педагогический совет «Итоги работы летней оздоровительной работы» август
Профилактическая работа
1 Провести инструктажи с сотрудниками ДОО:
• по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом и солнечном ударах;
• по оказанию первой доврачебной по-мощи;
• по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
• по охране жизни и здоровья воспитан-ников на прогулочных площадках, во время игр, труда в цветнике в летний период
июнь
2 Организовать соблюдение питьевого режима в течение летнего пе-риода мед. сестра
3 Оформить санитарные бюллетени по темам:
• «Кишечная инфекция (отравления)»
• «Клещевой энцефалит»
• «Овощи, фрукты, витамины»
• «Солнечный удар»
• «Ядовитые растения» июнь-август мед. сестра
4. Содержание работы с семьями воспитанников
№
п/п Содержание работы Сроки Ответственные
1 Провести групповые родительские собрания по подготовке к летнему периоду, познакомить с состоянием здоровья детей, с планом работы ДОО летней оздоровительной работы май воспитатели
2 Дополнить уголки для родителей (законных представителей) в раздевалках
групп материалами:
• режим дня в летний период, расписание совместной деятельности педагога с детьми в летний период;
• рекомендации по организации летнего отдыха дошкольников и др. июнь воспитатели
3 Подготовить консультации для родителей по темам:
• «Безопасность детей летом;
• «Закаливание ребенка летом»;
• «Травмы»
• «Как одевать ребенка летом»
• «Питание летом»
• «На пляж с ребенком»
• «Адаптация к условиям детского сада» и пр. июнь-август воспитатели
4 Подготовить рекомендации для родителей (за-конных представителей) по работе с детьми с нарушениями речи июнь-август
5 Организовать родителей для участия в озеле-нении участков для прогулок, в ремонте групп май-июнь
6 Организовать родителей для участия в совме-стных с детьми выставках, развлечениях В течение летнего оз-доровитель-ного периода воспитатели
5. Контроль за организацией работы в ДОО.
Тематический контроль
№ п/п Содержание работы Срок Ответственный
1 Подготовка групп к новому учебному году. август
План те-кущего контро-ля№ п/п Вопросы кон-троля Содержание контроля Месяца
Июнь Июль Август
Организация физкультурно-оздоровительной работы
1. Организация питания Работа дежур-ных.
Сервировка стола.
Координация деятельности младшего вос-питателя и вос-питателя.
Формирование КГН при прие-ме пищи. млад-шие
средние старшие
2. Организация закаливания Соответствие комплексу.
Навыки детей.
Создание усло-вий. средние старшие младшие
3. Организация прогулки Структура про-гулки.
Использование выносного ма-териала.
Готовность де-тей к прогулке.
Условия для проведения прогулки
(санитарные, эстетические).
Длительность прогулки. стар-шие младшие средние
4. Утренняя гим-настика Соответствие комплексу.
Методика.
Навыки детей. Все возрастные группы
5. Физкультур-ные занятия Соответствие плану.
Методика.
Плотность заня-тия.
Целесообраз-ность и резуль-тативность ис-пользования игрового обо-рудования.
млад-шие средние старшие
6. Соблюдение режима дня Соответствие возрасту.
Соответствие требованиям СанПиН. Все возрастные группы
Организация совместной деятельности
1. Планирование совместной деятельности Соответствие тематическому плану.
Учет возрас-тных особенно-стей.
Решение задач по всем образо-вательным об-ластям. Все возрастные группы
2. Организация совместной деятельности Проведение за-нятий по про-дуктивным ви-дам деятельно-сти.
Организация культурных практик (досуги, развле-чения).
Проведение му-зыкальных за-нятий. Все возрастные группы
3. Готовность педагогов к рабочему дню Знание плана и его реализация в режиме дня. Все возрастные группы
4. Организация индивидуаль-ной работы с воспитанни-ками Работа в соот-ветствии с пла-ном.
Работа по ре-зультатам диаг-ностики. Все возрастные группы
5. Адаптация воспитанников Ведение адап-тационных лис-тов.
Реализация про-граммы адапта-ции. Адаптацион-ная группа Адаптацион-ная группа
Список литературы:
1. Агаджанова С. Н. Закаливание организма дошкольника. – М. : Детство – Пресс, 2011. - 469c.
2. Апарин В., Крылов В. О пользе хождения босиком. – М. : Наука и жизнь, 2010. - №3 - 40-43 с.
3. Бережнова О. В., Бойко О. Н., Максимова И. С. Интегрированное планирование работы детского сада в летний период. Методическое пособие. -М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014.-298с.
4. Белопольский Ю. А. Массаж, гимнастика и закаливание с мамой. От рождения до года. - М. : Эксмо, 2010. - 736 c.
5. Воронцова И. М., Беленький Л. А. Закаливание детей с применением интенсивных мето-дов. Метод. рекомендации. - С. - Петербург: Медицина, 2003. - 324с.
6. Гуркина А. П. Формирование личности ребенка в детском саду. - Учебно – методиче-ское пособие к курсовым работам и спец. семинарам для студентов – заочников фа-культетов дошкольного воспитания пединститутов- М. : Просвещение, 1980.-111с.
7. Домнина Г. Б. Артикуляционные сказки-помощницы для младших дошкольников// Логопед. 2011. №5
8. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адап-тация, сценарии дня). - Ростов на Дону: Феникс, 2008.-186с.
9. Крайнова, Л. В. Планирование работы ДОУ в летний период / Л. В. Крайнова // Управ-ление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 3. - С. 88-100.
10. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. - М. : Медицина, 1991. - 159с.
11. Малахов Г. П. Закаливание и водолечение. - М. : Сталкер, 2007. - 105с.
12. Николай Бурцев: Правильное закаливание детей от рождения до школы - М. : Феникс, 2013.- 126с.
13. Планирование образовательной деятельности и оздоровления в ДОО в летний период/ Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л. Л. -М. : Центр педагогического образова-ния, 2017.-224с.
14. Празников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста - М. : Медицина, 2010. - 220с.
15. Петрова Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. - М. : Фе-никс, 2007.-256с.
16. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М. :ТЦ Сфера, 2005.-128с.