Марина Чистоусова
Система коррекционной работы по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ТНР
Даниил Борисович Эльконин предложил ввести термины «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» в 60-х годах 20 века. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Публикация «Система коррекционной работы по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:
1. узнавать наличие данного звука в слове;
2. различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
БАНКА-КАБАН НОС-СОН ;
3. различать слова, отличающиеся только одной фонемой
СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано и быстро приспосабливается к звукам родного языка. В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодию и интонацию речи. Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность.
(Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.)
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
2. местоположение звуков в слове;
3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
Фонематическое восприятие формируется в результате целенаправленной систематической работы логопеда. Особенно с детьми ОНР(1,2, 3 уровней, у которых это умственное действие не развито. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы. А если у детей с ОНР нет этой основы, то есть фонематический слух на низком уровне, фонематической восприятие отсутствует, то ребенок либо говорит, как может, либо молчит, при сохранном интеллекте и без патологий в строении речевого аппарата.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Опираясь на небольшой опыт моей работы в группе с ТНР, я заметила, что дети хорошо различают неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов, могут простучать несложный ритмический рисунок, но не могут выделить первый звук своего имени. Не смогли после многократных упражнений с опорой на наглядный образ звука и букву назвать первый звук в таких словах как: АСТРА, АИСТ, ОСЛИК, УДОЧКА. Наблюдения в процессе логопедической работы с неговорящими детьми показали, что несформированный фонематический слух и восприятие очень влияют на слоговую структуру слова, которая нарушена, слова сложной слоговой структуры произносятся непонятно, как придется (автобус- апотус, снеговик- сизик). При произнесении этих слов по слогам, удается произнести правильно с опорой на артикуляционный образ. Мои наблюдения повлекли за собой необходимость изучения темы фонематического слуха и восприятия и создания системы коррекционной работы с детьми с ТНР.
Система коррекционной работы условно делится на шесть этапов.
1 этап – узнавание неречевых звуков.
Цели: 1) развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки,
2) развитие слухового внимания и слуховой памяти.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Цель: 1) учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.
Цель: 1) учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.
4 этап – дифференциация слогов.
Цель: 1) учить детей различать слоги.
5 этап – дифференциация фонем.
Цель: 1) учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).
6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Цель: 1) формирование у детей навыков элементарного звукового анализа,
2) формирование у детей навыков слогового анализа.
1 этап. Игры на узнавание и различение неречевых звуков.
1. Игра «Покажи, что звучит». Ребенок должен показать звучащий предмет. 2. Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов.
3. Игра «Самый, внимательный».
По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями музыкальных инструментов.
4. Игра «Узнай по звуку».
Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.
В своей работе я использую игры МЕРСИБО, на рабочем столе есть ряд игр на различение неречевых звуков.
2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко, прислушиваться к звукам (уметь реагировать на изменение порога чувствительности).
Используется:- интенсивность звукового сигнала, например, бубна.
-Воспроизводится аудиозапись голосов животных, увеличивается или уменьшается громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос.
-Слушают тишину в течение 1-2 минут, а потом, открыв глаза, говорят, что они слышали.
-Можно использовать гремящие коробочки, для определения разных и одинаковых звуков.
Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.
Игра «Покажи звук». Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука, с длинной или короткой полоской, либо рисуют длинную или короткую полоску, в зависимости от того, какой звук услышали.
Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» — «низкий» звук, «звучит высоко» — «звучит низко». Например, логопед, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т. п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей, рассказывает сказки, где герои говорят разными голосами (Три медведя, Теремок).
Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.
3 этап. Игры, способствующие умению различать слова, близкие по звуковому составу.
1. Игра "Правильно - неправильно". На неправильное произношение слова, дети должны хлопнуть в ладоши.
2. Игра "Слушай и выбирай". Мак, бак, рак, дом, ком, сом, лом, коза, коса, лужи, лыжи, мышка, миска, мишка и т. д. Дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их в названном порядке.
3. Игра «Похожие слова».
Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получится, примерно такие ряды картинок:
Ком бак сук ветка каток горка
Дом рак лук клетка платок корка
Сом мак жук пятка листок норка
4. Игра "Доскажи словечко". “Буква заблудилась”
4 этап. Дифференциация слогов.
1. Игра «Лишний слог».
Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па.
2. Игра «Одинаковые или разные слоги» па-па, па-ба, та-та, та-да.
3. Игра «Короткие и длинные слова».
5 этап. Дифференциация фонем.
На этом этапе ребенок учится различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.
Игра"Угадайка".
Логопед раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: " Волк воет: у-у-у", " Девочка плачет: а-а-а", " Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) логопед произносит звуки кратко;
2) детям раздают вместо картинок символы гласных звуков (по Ткаченко);
3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, э, на которые дети не должны реагировать.
6 этап. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Игры и упражнения проводятся с опорой на буквы.
Игра «Назови первый звук в слове»
Игра «Назови последний звук»
Игра «Отгадай слово по первым звукам»
Игра «Кто больше?»
Задача - учить придумывать слова на определенный звук в определенной позиции…
Игра «Звуковая цепочка»
Составление цепочки слов по последнему звуку (забор, рыба, ананас).
Игра «Добавлялки»
Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш. уба (шуба,. апка (шапка,. ар (шар, мы. (мышь, но. (нож, ду. (душ).
Игра «Определи место звука в слове»
Игра «Прохлопай слово» для определения количества слогов.
Игра «Позови слово» для определения ударного слога.
Игра «Сложи звуки».
[П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.
«Скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. А-У; У-А, ПА-АП.
Хочется немного рассказать о книге Татьяны Александровны Ткаченко в трех частях: «Звуки и знаки. Гласные.», «Звуки и знаки. Легко произносимые согласные.», «Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные.». Как говорит Татьяна Александровна в своих книгах, «чтобы в письменной форме передать устную речь, дошкольнику прежде всего следует представлять количество звуков в слове и их последовательность, то есть овладеть ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ.
Первой ступенью в этом процессе является выделение в словах гласных звуков (I часть пособия). В качестве вспомогательного средства предлагаются разработанные в этом пособии и успешно применяемые ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЗВУКОВ
(ЗНАКИ). Внешний вид каждого из них логически связан с определенным звуком, однозначно ассоциируется с ним и быстро запоминается, чего, к сожалению, нельзя сказать о буквах.
Татьяна Александровна предполагает визуализацию произносимых звуков речи, где визуальной опорой являются геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Этот подход концентрирует внимание ребенка на артикуляции и звучании фонем одновременно.
Книги небольшие по объему. Их можно использовать как индивидуальную тетрадь, так и на подгрупповых занятиях в качестве наглядности. Материал очень простой и интересный, не перегружен непонятными заданиями, но требует системной работы для получения положительного результата. Я буду использовать эту методику в своей работе.
При планомерной работе по развитию фонематического слуха и восприятия дошкольники учатся различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.