Приложение МААМ

Система коррекционной работы по формированию навыка употребления предлогов у старших дошкольников с ОВЗ

Дмитриева Ольга Вячеславовна
Система коррекционной работы по формированию навыка употребления предлогов у старших дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Система коррекционной работы по формированию навыка употребления предлогов у старших дошкольников с ОВЗ.

Работа по формированию навыка употребления предлогов основывалась на общих принципах логопедического воздействия, разработанных отечественными педагогами, а также с учетом общедидактических и специальных принципов. Их совокупность и своеобразие реализации определили направления, приемы и организационные формы коррекционного логопедического обучения. К числу этих принципов отнесены: систематичность и последовательность в обучении; учет возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей; направленность обучения на развитие активности и самостоятельности, деятельностный принцип обучения, принцип преемственности и комплексности в работе, воспитателя и др.

Публикация «Система коррекционной работы по формированию навыка употребления предлогов у старших дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

Процесс формирования навыка употребления предлогов осуществлялся в процессе речевой и игровой деятельности с опорой на практические разработки и методические рекомендации Н. В. Барулиной [3], Н. В. Зайцевой [13], Н. Л. Кутявиной [22], О. П. Паниной [32; 33], Н. П. Рудаковой [34], Т. Б. Уваровой [39], О. С. Яцель [47] и др.

Программа обучения старших дошкольников с ОВЗ включала 12 занятий, на которых уточнялось значение предлогов, проводилась их дифференциация, формировалось умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в речи (т. е. правильное употребление некоторых предлогов с именами существительными косвенных падежей). Согласно учебным пособиям следует развивать у детей умение понимать значение предлогов на, в, за, под, к, от, по, около, а также правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными.

В ходе обучения дети последовательно овладевали языковыми средствами построения связных высказываний. Основное внимание было уделено процессу практического усвоения предлогов и предложно-падежных конструкций. Усваиваемые языковые средства включались в самостоятельные высказывания детей, предлоги закреплялись путем употребления в разных сочетаниях. В этих целях использовался метод наглядного моделирования в разных его вариантах – наглядный картинный план, условно-наглядная схема, фланелеграф и др.

Обучение предусматривало взаимосвязь с работой воспитателей группы. Воспитателями проводилась подготовительная работа к занятиям. На занятиях с воспитателем закреплялись навыки, полученные детьми в процессе обучения.

Занятие Цель Наименование игр и упражнений

1. Вводное развивать умение определять пространственное расположение предметов, конструировать из кубиков по заданию педагога; развивать внимание, память, фонематический слух 1) упражнение «Стройся!»

2) работа с предметами

3) игра «Стройка»

2. Предлог «на» познакомить с предлогом «на», его схемой; научить слышать этот предлог в разговорной речи; научить составлять предложения с предлогом «на» 1) ознакомление со схемой предлога «на»

2) игра «Солнечный зайчик»

3) работа с фланелеграфом (рассказ педагога с одновременным показом картинок)

4) индивидуальная работа по составлению предложений с предлогом «на»

3. Предлог «под» познакомить с маленьким словом «под»; развивать умение слышать его в предложениях; упражнять в правильном употреблении предлога «под» в речи 1) ознакомление со схемой предлога «под»

2) упражнение «Куда закатился мяч?»

3) упражнение «Подними карточку»

4) упражнение «Незнайкины ошибки»

5) индивидуальная работа по составлению предложений с предлогом «под»

4. Дифференциация предлогов «на» и «под» развивать умение различать значение предлогов «на» и «под» и правильно употреблять их в речи; составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу 1) упражнение «Будьте внимательны»

2) упражнение «Маша-растеряша»

3) составление предложений по сюжетным картинкам

4) индивидуальная работа по составлению предложений с предлогами «на» и «под»

5. Предлог «в» познакомить с предлогом «в» и его схемой; упражнять в правильном употреблении предлога «в» с существительными в винительном и предложном падежах; обогащать словарный запас, рассказать о правильном употреблении глагола «класть»; воспитывать аккуратность 1) ознакомление со схемой предлога «под»

2) упражнение «Во что завернем игрушку?»

3) игра «Где была кукла?»

4) дидактическая игра «Накрой стол для куклы»

5) индивидуальная работа по составлению предложений с предлогом «в»

6. Дифференциация предлогов «в» и «на» развивать умение различать предлоги «в» и «на», правильно употреблять их с существительными в предложном падеже; упражнять в составлении предложений с маленькими словами 1) упражнение «Подними нужную схему»

2) упражнение «Тетрадь Незнайки»

3) работа с макетом леса

4) индивидуальная работа по составлению предложений по сюжетной картинке с предлогами «в» и «на»

7. Предлог «за» развивать умение правильно употреблять предлог «за» с существительными в творительном и винительном падежах; упражнять в составлении предложений с предлогом «за» по картинке; развивать фонематический слух 1) дидактическое упражнение «Волшебный кубик»

2) ознакомление со схемой предлога «за»

3) упражнение «Репка»

4) игра «Прятки» (на фланелеграфе – лес)

5) индивидуальная работа по составлению предложений по сюжетной картинке с предлогом «за»

8. Предлог «к» познакомить с предлогом «к» и его схемой; развивать умение правильно употреблять предлог «к» с существительными в дательном падеже; обогащать словарный запас путем образования существительных с помощью различных суффиксов; развивать воображение 1) ознакомление со схемой предлога «к»

2) работа с фланелеграфом (рассказ педагога с одновременным показом фигурок животных)

3) упражнение «Представлялки»

4) индивидуальная работа по составлению предложений по картинке с предлогом «к»

9. Предлог «от» познакомить со значением предлога «от» и его схемой; упражнять в правильном употреблении предлога «от» с существительными в родительном падеже; развивать умение составлять предложения по схеме и предметным картинкам 1) ознакомление со схемой предлога «от»

2) тренировочное упражнение «Мяч»

3) упражнение «Кто кого боится?»

4) игра «Я – Колобок, Колобок!»

5) составление предложений по схеме и предметным картинкам

10. Дифференциация предлогов «от» и «к» развивать умение различать предлоги «от» и «к»; упражнять детей в правильном употреблении предлогов с существительными в дательном и родительном падежах 1) игра «Хлопки»

2) упражнение «Скажи наоборот»

3) игра-соревнование «Кто больше?»

4) упражнение «Исправьте ошибки Незнайки»

5) индивидуальная работа по составлению предложений по картинкам с предлогами «от» и «к»

11. Предлог «по» познакомить со значением предлога «по» и его схемой; развивать умение правильно употреблять предлог «по» с существительными в дательном падеже; развивать внимание, мышление и тактильные ощущения 1) игра «Путешествие»

2) ознакомление со схемой предлога «по»

3) игра «По чему катится мяч?»

4) упражнение «Волшебный мешочек»

12. Контрольно-проверочное занятие «Предлоги» уточнить понимание предлогов : «на», «под», «за», «от», «по», «около», «перед», «к», «в»; закрепить правильное употребление этих предлогов с существительными в разных падежах; закрепить умение составлять предложения по схеме и картинке 1) игра «Прятки»

2) упражнение «Послушай и покажи»

3) игра «Заколдованный принц»

4) дидактическое упражнение «Вставь предлог»

5) упражнение «Подбери схему»

Дошкольники на первом вводном занятии научились определять пространственное расположение предметов в ходе выполнения задания, где дети должны были взять карандаш, который лежал в коробке (под коробкой, около коробки, за коробкой). При этом воспитанники внимательно следили за выполнением заданий, и если сверстник неверно выполнял задание, они хлопали в ладоши или топали ножками. Затем было проведено упражнение «Стройка», в ходе которого дошкольники выполняли следующие действия: поставить кубик на кубик, поставить на стол чашки, посадить матрешку за стол и пр.

На следующем занятии воспитанники познакомились с предлогом «на», его схемой, научились слышать этот предлог в разговорной речи, составлять предложения с предлогом «на». В начале занятия педагог предложил Денису В. выполнить задания, написанные на оборотной стороне снежинок: положить кубик на стол, на стул. Затем ребята познакомились со схемой предлога «на». После этого была проведена игра «Солнечный зайчик» с использованием зеркала. Педагог при этом читал стихотворение про зайчика, который «скакал» по разным предметам. Дети называли, где располагался зайчик: на окне, на полу, на шкафу и пр. Далее последовал рассказ педагога о птичках, которых спугнул кот Васька. Дети должны были услышать предлог «на» в рассказе и ответить, куда сели птицы после того, как их спугнул кот. В ходе индивидуальной работы дошкольники получили сюжетные картинки, по которым составили предложения с предлогом «на» : «Подушка лежит на диване»; «На окне цветок» ; «На столе кастрюля стоит» .

На третьем занятии дети познакомились с предлогом «под», научились слышать его в предложениях, упражнялись в правильном употреблении предлога в речи. В начале занятия дошкольники были ознакомлены со схемой предлога «под». Затем проведено упражнение «Куда закатился мяч?», в ходе которого педагог перемещал на фланелеграфе мяч под разные предметы (под стул, под стол, под шкаф и т. д., а дети должны были назвать, куда закатился мяч. Для выполнения следующего упражнения «Подними карточку» дошкольники получили схемы предлога «под», они их поднимали каждый раз, когда в рассказе педагога про зайца, который прятался от волка, звучал данный предлог. После этого выполнено упражнение «Незнайкины ошибки», в ходе которого ребята исправляли неверно построенные предложения, например, «Яблоки упали на яблоню (под яблоню) и пр. Трудности возникли при исправлении ошибки в предложении «Мышка спряталась в грибок (под грибок)». Для выполнения индивидуальной работы дети получили сюжетные картинки и составили такие предложения : «Котеночек под кровать спрятался» «Черепашка под кресло заползла» .

На четвертом занятии воспитанники научились различать значение предлогов «на» и «под» и правильно употреблять их в речи, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу. В начале занятия дети отвечали на вопрос «На чем катаются дети зимой?» и показывали схему предлога «на». В ходе выполнения следующего упражнения «Будьте внимательны» воспитанники слушали предложения педагога с предлогами «на» и «под» и поднимали соответствующую схему. После этого педагог читал стихотворение про Машу-растеряшу, которая растеряла свои вещи под разными предметами мебели, а дети отвечали, куда затерялись вещи девочки. Затем ребята составляли предложения с предлогами «на» и «под» по сюжетным картинкам, а также по двум предметным картинкам и схеме изученных предлогов. Были показаны картинки белка – дерево, салфетка – тарелка. Далее по предложенным сюжетным картинкам воспитанники составляли предложения с известными предлогами : «Котенок под стульчиком трется»; «Самолет летит. Под ним облачко».

Пятое занятие было направлено на ознакомление детей с предлогом «в», упражнение в правильном употреблении этого предлога с существительными в винительном и предложном падежах. В начале занятия дошкольники по очереди выполняли задания положить карандаш в разные места (в коробку, в руку, в тетрадь). Затем воспитанники были ознакомлены со схемой предлога «в». После этого при выполнении упражнения «Во что завернем игрушки?» дети заворачивали куклу в один из предложенных педагогом предметов (в салфетку, в газету, в платок, в полотенце). После этого от имени той же куклы педагог читал текст о ее прогулке по детскому саду, а дошкольники определяли помещения, где побывала кукла (в музыкальном зале, в ванной, в физкультурном зале). Затем была проведена дидактическая игра «Накрой стол для куклы», в ходе которой воспитанники раскладывали разные предметы на столе для чаепития с куклой (конфеты ложили в конфетницу, салфетки – в салфетницу, хлеб – в хлебницу, масло – в масленку, сахар – в сахарницу). В завершение дети получили предметные картинки с изображением животных и составили предложения : «Цветочки в вазу поставили», «Рыбки в аквариуме плавают».

На шестом занятии дошкольники научились различать предлоги «в» и «на», правильно употреблять их с существительными в предложном падеже. Ребятам предлагалось посмотреть на предложенные педагогом картинки и ответить на вопросы: 1) кто на чем играет (заяц на дудке, медведь на гармошке и т. д.); 2) куда идет мальчик (в школу, в магазин, в цирк). При выполнении упражнения «Подними нужную схему» дети поднимали схему с соответствующим предлогом во время чтения педагогом предложений : «Яблоки лежат в корзине», «Кошка залезла на дерево» и т. д. Затем воспитанники вставляли в предложения нужный предлог, пропущенный Незнайкой, например, «Цветы растут … полянке (на)», «Собака сидит … будке (в)» и пр. После этого была работа с макетом леса, по содержанию которого дошкольники составляли предложения, например «Бабочка на цветке», «Лиса в норе». В конце занятия ребята составляли предложения по сюжетным картинкам с использованием изученных предлогов : «Труба на крыше торчит», «Карандаши в коробочке лежат».

Седьмое занятие предполагало развитие умения детей правильно употреблять предлог «за» с существительными в творительном и винительном падежах, упражнение в составлении предложений с предлогом «за» по картинке. В начале занятия педагог организовал дидактическое упражнение «Волшебный кубик», в ходе которого зачитывалось задание детям встать по очереди друг за другом. Дошкольники затем перечисляли, кто за кем встал. После этого воспитанники познакомились со схемой предлога «за» и выполнили упражнение «Репка», в ходе которого педагог выставлял на фланелеграфе персонажей одноименной знакомой ребятам сказки в неверном порядке и просил определить, в каком порядке они должны располагаться в соответствии со сказкой. Затем проведена игра «Прятки» также с использованием фланелеграфа. В этой игре звери спрятались в лесу за разными местами. Воспитанники определяли местонахождение зверей, составляя предложения : «Лисичка за кустиком сидит». В конце занятия ребята составляли по сюжетным картинкам предложения с использованием предлога «за» : «Ежик прячется за коробочкой».

На восьмом занятии дошкольники познакомились с предлогом «к» и его схемой, научились правильно употреблять предлог «к» с существительными в дательном падеже. В начале занятия дети выполняли задания педагога: подойти к доске, друг к другу, к столу и пр. Затем ребята познакомились со схемой изучаемого предлога. После этого на фланелеграфе педагог расставлял фигурки детенышей животных с рассказом о том, что они от испуга побежали к своим родителям: лисенок к лисе, медвежонок к медведице, волчонок к волчице, зайчонок к зайчихе, бельчонок к белке. Дети отвечали, кто к кому побежал. При проведении упражнения «Представлялки» ребята представляли, к чему можно подойти в лесу («К дереву», в доме («К окну», во дворе («К забору»). В ходе индивидуальной работы с сюжетными картинками воспитанники составили предложения с предлогом «к» : «Черепаха ползет к шкафу», «Машина едет к гаражу»).

Девятое занятие было направлено на ознакомление детей с предлогом «от» и его схемой, упражнение в правильном употреблении предлога «от» с существительными в родительном падеже, развитие умения составлять предложения по схеме и предметным картинкам. После ознакомления со схемой проведено упражнение «От чего отскакивает мяч?» (от стены, от шкафа). Затем выполнено упражнение «Кто кого боится?», в ходе которого на доске были выставлены картинки: мышка – кошка, заяц – волк, червяк – птица, лиса – охотник. Дети отвечали на вопрос: «Кто от кого убегает?». Далее прозвучала песня колобка, который от всех убегает, и проведена игра «Я – Колобок, Колобок!», в ходе которой педагог выставлял на фланелеграф фигурки героев одноименной знакомой детям сказки, а воспитанники пропевали по очереди песенку колобка. В ходе индивидуальной работы дошкольники составили предложения с предлогом «от» по схеме и предметным картинкам : «Машина едет от гаража», «Мальчик уходит от дома»).

Десятое занятие предполагало развитие умения детей различать предлоги «от» и «к», упражнение в правильном употреблении предлогов с существительными в дательном и родительном падежах. Сначала дети научились различать схемы изученных предлогов, которые в клювах принесли птички. Затем воспитанники выполняли игру «Хлопки», в ходе которой педагог произносил предложения с предлогами «от» и «к», а дети хлопали один раз, если слышали предлог «к», два раза в случае, если слышали предлог «от». После этого проведено упражнение «Скажи наоборот», в ходе которого педагог называл слова с изученными предлогами, а дети должны были сказать наоборот, например, «к двери – от двери». Далее выполнялась игра-соревнование «Кто больше?», суть которой заключалась в составлении как можно большего количества предложений с изученными предлогами. Больше всех звездочек получила Соня А., она правильно составила три предложения. Затем воспитанники исправляли ошибки Незнайки, например: «Мама подошла от дерева (к дереву)». В ходе индивидуальной работы дошкольники составили следующие предложения с предлогами «к» и «от» : «Лисичка идет к кустику», «Баба Яга от домика уходит».

На следующем занятии ребята познакомились со значением предлога «по» и его схемой, научились правильно употреблять этот предлог с существительными в дательном падеже. Было организовано путешествие с разными видами транспорта, в ходе которого дети отвечали на вопросы: По чему едет поезд, Что плавает по морю? По чему плывут корабль, лодка? Что едет по дороге? По чему едут машины и мотоцикл? Где летят вертолет и самолет? Затем дети познакомились со схемой предлога «по» и поиграли в игру «По чему катится мяч?» (по столу, по полу и т. д.) После этого было организовано упражнение «Волшебный мешочек», в ходе которого ребята вытаскивали игрушечные предметы и составляли с ними предложения с использованием предлога «по» : «Машина едет по дороге», «Кораблик плавает по морю».

Заключительное занятие было контрольно-проверочным для уточнения понимания детьми предлогов «на», «под», «за», «от», «по», «около», «перед», «к», «в», закрепления правильного употребления этих предлогов с существительными в разных падежах, закрепления умения составлять предложения по схеме и картинке. Была проведена игра «Прятки», для проведения которой педагог спрятал игрушки в разных местах комнаты. Дошкольники по очереди находили спрятанные игрушки и называли их местонахождение: «Кукла спряталась за шкафом», «Машинка спряталась под кроваткой». Затем проведено упражнение «Послушай и покажи» с использованием карточек со схемами предлогов. Педагог называл предложения с изученными предлогами, а дети показывали соответствующую схему. Суть игры «Заколдованный принц» заключалась в том, что педагог читал дошкольникам сказку, выставляя на фланелеграф фигурки персонажей. Ребята искали снежинку, которую должен был найти Принц, заколдованный в Снеговика. После этого проведено упражнение «Вставь предлог», в ходе которого дети вставляли недостающие предлоги в предложения. В конце занятия проведена индивидуальная работа по составлению предложений с изученными предлогами и с использованием карточек со схемами.

Игры и организованная образовательная деятельность способствовали формированию навыка употребления предлогов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Этому способствовали следующие педагогические методы, средства и приемы: организация игровой деятельности, использование знакомых и понятных дошкольникам предметов и сюжетных картин, использование схем предлогов, использование наводящих вопросов, поощрение высказываний детей.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Дидактическое пособие по формированию навыка самоконтроля в процессе выполнения заданий «Внимательный шнурок»Дидактическое пособие по формированию навыка самоконтроля в процессе выполнения заданий «Внимательный шнурок» АктуальностьПоступление ребенка в школу, всегда волнующий момент. Все, без исключения, ждут «успешности» в обучении. Сегодня установлено,.

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет»Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Пособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза словПособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Макет «Солнечная система» для старших дошкольниковМакет «Солнечная система» для старших дошкольников Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система коррекционной работы по формированию навыка употребления предлогов у старших дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 30 декабря 2022 в 23:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система коррекционной работы по формированию навыка употребления предлогов у старших дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриева Ольга Вячеславовна (УИ 2262692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД