СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
«Система работы по сенсорике с детьми 1 младшей группы».
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по сенсорике с детьми 1 младшей группы»
Мир входит в сознание человека
лишь через дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может войти в него,
не может вступить с ним в связь.
Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Публикация «„Система работы по сенсорике с детьми 1 младшей группы“,» размещена в разделах
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Особый вклад в это направления внесли выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер). Они по праву считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Основные принципы моей работы :
• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
Цель моей работы - обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Ставлю следующие Задачи:
создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Моя ведущая педагогическая идея ориентирована на активное, преобразование методического оснащения по работе с детьми, оснащение и обогащение предметно-пространственной среды.
Формы проведения непосредственной образовательной деятельности:
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Фронтальная (групповая) форма
Игровая форма
Индивидуальная деятельность
Развивающие игры
Интегрированная форма
С Использованием в работе различных видов дидактических игр:
На восприятие формы;
На целенаправленное развитие восприятия цвета;
На восприятие качеств величины;
На количество предметов;
На развитие речи, мышления;
На развитие первоначальных представлений о природе.
В связи с внедрением ФГОС ДО в свою работу, в котором прописано, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса, веду активную деятельность по работе с семьёй. Родители помогают в оснащении, обновлении, наполнении и разнообразии среды, изготавливают дидактические игры, массажные коврики, тактильные мешочки.
Одной из задач ФГОС ДО является: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В связи с этим провожу анкетирования, родительские собрания по темам, которые больше всего интересуют родителей (из анализа анкет, консультации для родителей, оформляю рекомендации в родительский уголок, провожу совместные досуговые мероприятия.
Диапазоном личного вклада в педагогическую деятельность по данной теме считаю:
- Разработку серии конспектов
Наше время, век высоких технологий диктует новые формы проведения непосредственной образовательной деятельности, поэтому в индивидуальной работе использую ИКТ, компьютерные игры на цвет и форму предметов.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты можно проследить по анализу оценки нервно-психического развития (К. Л. Печеры). Из которого видно, что система работы по сенсорному развития детей раннего возраста эффективна.
Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа : Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ
Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет.
Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет.
Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1983.
Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Галанова.
Хазиева Р. К. 55 развивающих игр для малышей от года до трех.
Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения
Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Считаю, что опыт представленной мною работы, может быть рекомендован, и применим педагогам дошкольного образования, как начинающими, так и с высоким уровнем мастерства.
Спасибо за внимание!