Татьяна Викторовна Ильичева
Система поэтапной работы по звукопроизношению с детьми при сложной дислалии (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ
Развитие и воспитание чистой, выразительно правильной речи у детей с ОНР 5-7лет.
ЗАДАЧИ:
*последовательно, поэтапно устранять нарушения в звукопроизношении детей.
*развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
*устранять недостатки речевой моторики путем проведения подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
*развивать мелкую моторику.
Публикация «Система поэтапной работы по звукопроизношению с детьми при сложной дислалии (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
* формировать произносительные умения и навыки: устранять неправильное звукопроизношение; автоматизировать звуки; дифференцировать звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; формировать навыки в различных видах самостоятельной речи детей.
ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ по развитию у детей способности дифференцировать фонемы.
1 – узнавание неречевых звуков.
2 – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 – различение слов близких по звуковому составу.
4 – дифференциация слогов.
5 – дифференциация фонем.
6 – развитие навыков элементарного звукового анализа.
В случаях сложного косноязычия возникает ряд вопросов: с каких звуков начинать работу, когда можно переходить к отработке следующего звука, какое количество звуков можно корректировать одновременно. Последовательность работы над звуками в каждом конкретном случае определяется индивидуально и общим дидактическим правилом, согласно которому при обучении следует идти от более простого, к более сложному.
Для коррекции рекомендуется брать более простые и легкие по артикуляции звуки и в тоже время артикуляционно менее сходные. Гласные звуки ставятся в следующем порядке: А – У – И – О – Э – Ы. Постановка согласных начинается с губных: П – Б – М – Ф – В. Затем переднеязычные: Т – Д – Н и заднеязычные: К – Г – Х. Далее к более тонко дифференцируемым звукам : С – З, Ш – Ж, к аффрикатам: Ц – Ч – Щ, и более трудным: Л – Р. Все звуки имеют единую артикуляционную базу, т. е. все звуки нашей речи взаимосвязаны. В результате этой связи работа над одним звуком может подготавливать и облегчать правильное произношение других звуков. Эта взаимная связь позволяет нам широко использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых. Одновременно можно работать только над одним звуком данной группы, не следует включать в упражнения слова со смешиваемыми звуками. Можно работать и над несколькими звуками сразу, но при условии, чтобы они принадлежали к разным фонетическим группам, тогда звуки не будут смешиваться между собой. Связь звуков может быть представлена в виде схемы, которая показывает, какие звуки являются опорными при постановке различных согласных звуков : П –Б – М, П –Т –К, К –Г,
Т – Д – Н, С - Т – Ц –Ч, ТЬ – Ч, Ф –В, Ф –С –З – Й, С –Х, Ш –Щ, Ш – Ж, З –Ж.