Анна Жилинская
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы c детьми ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 3
1.1.3. Характеристика речевых особенностей детей в группах компенсирующей направленности 4
1.2. Планируемые результаты освоения Программы 6
1.2.1. Целевые ориентиры логопедической работы для детей групп первого и второго
года обучения компенсирующей направленности 7
1.3. Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга 7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Публикация «Рабочая программа коррекционно-развивающей работы c детьми ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
2.1. Особенности организации образовательного процесса. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей 9
2.1.1. Основные направления работы в группах компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи 10
2.1.2. Алгоритм логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 10 2.1.3. Содержание и задачи коррекционно-развивающей работы в группе первого года обучения компенсирующей направленности 11
2.1.4. Содержание и задачи коррекционно-развивающей работы в группе второго года обучения компенсирующей направленности 14
2.2. Формы образовательной деятельности 18
2.2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной деятельности, разных видов и культурных практик 18
2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы 22
2.3. Особенности взаимодействия с семьями детей групп компенсирующей направленности 23
2.4. Особенности взаимодействия со специалистами 26
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация режима пребывания детей 27
3.2. Программно - методическое обеспечение коррекционно-развивающей программы
для детей с общим недоразвитием речи в группах компенсирующей направленности 28
3.3. Особенности организации образовательного процесса в логопедических группах 29
3.4. Особенности организации коррекционно-развивающей работы в группе первого
года обучения компенсирующей направленности 30
3.5. Особенности организации коррекционно - развивающей работы в группе второго
года обучения компенсирующей направленности 31
3.6. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей 32
3.6.1 Интегрированные занятия в системе работы в группах компенсирующей направленности 37
3.7. Календарно-тематическое планирование работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей первого года обучения 37
3.8. Календарно-тематическое планирование работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей второго года обучения 41 3.9. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в
группах первого и второго года обучения компенсирующей направленности 46
3.9.1. Список литературы 46
IV. Краткая презентация рабочей программы 46
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности детского сада для детей с общим недоразвитием речи (5-7 лет) разработана на основе основной образовательной программой МБДОУ «ДС «Ромашка» в соответствии с ФГОС дошкольного образования, и на основе парциальной программы коррекционно-развивающей работы в группе детского сада с общим недоразвитием речи (3-7 лет) (под ред. Н. В. Нищевой 2014 г.)
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», основной образовательной программой ДОО, Уставом МБДОУ.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 5-7 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Рабочая программа направлена на :
-создание условий для выравнивания речевого психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы :
Цель: Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 5-7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
-Выравнивание речевого и психофизического развития детей
Задачи Рабочей программы
-овладение детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;
-овладение фонетической системой русского языка;
-овладение элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы :
Основной принцип программы - принцип природосообразности, Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принципы интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях
1.1.3. Характеристика речевых особенностей детей групп компенсирующей направленности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой стороны при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б. ,Чиркина Г. В.)
Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.)
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.). Мы рассмотрим только два, так как дети, поступившие в старшую группу комбинированной направленности имеют диагноз 2-3 уровня(14 человек) и в подготовительной к школе группе (14 человек).
Во втором уровне речевого развития – речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. Ребенок может повторять трех-четырехсложные слова, но отмечаются аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложной конструкции. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования, образуется замена или смешение звуков. Более устойчивым становится произношение слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом патоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности
1.2. Планируемые результаты освоения Программы согласно Целевых ориентиров ФГОС ДО
Область развития Содержание образовательной области Планируемые результаты согласно целевых ориентиров ФГОС ДО
Физическое развитие Здоровье Подвижен и вынослив, владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
Физическая культура Владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет им управлять.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность Совместная трудовая деятельность
Патриотическое воспитание Сформированы гендерные и гражданские чувства
Социализация Успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; успешно сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности
Безопасность Сформированы общепринятые нормы поведения
Познавательное развитие Формирование целостной картины мира Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире
Экспериментально-исследовательская деятельность Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать.
Математическое развитие Развиты математические представления
Речевое развитие Речевое общение
Чтение художественной литературы Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него формированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Художественно-эстетическое развитие
(музыкальное, художественное) Художественное творчество Сформирована конструктивно-модельная и изобразительная деятельность
Музыкальное воспитание Сформировано и развито восприятие музыки, музыкально-ритмических движений, пение и игра на детских музыкальных инструментах
Театральное развитие Сформирована и развита игровая и театрализованная деятельность
1.2.1. Целевые ориентиры логопедической работы
для детей групп первого и второго года обучения компенсирующей направленности
Первый год обучения
Дети должны уметь:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно - ласкательных и увеличительных форм имен существительных;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка, падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты : навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы, элементарными математическими представлениями.
Второй год обучения
Дети должны уметь:
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания;
- адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д. ;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
- владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
-фонетическое восприятие;
-первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
-графомоторные навыки;
-элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений)
1.3. Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга
Учитель-логопед проводит 2 раза в год в каждом возрастном периоде промежуточную диагностику и итоговую диагностику 1 раз перед выпуском в школу.
• Для обследования детей с общим недоразвитием речи используются следующие диагностики:
• Стреблева Е. А. «Наглядный материал для обследования детей. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е. А. Стребелева. -М. Просвещение,2007г.)
• Забрамная С. Д. «Практический материал для психолого-педагогического обследования детей: пособие для психолого-медико-педагогических комиссий (С. Д. Забрамная. -М. : Владос, 2005г.)
• Громова О. Е. «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет» (О. Е. Громова, Г. И. Соломатина. -М. : Творческий центр «Сфера», 2004г.)
• Альбом для логопеда (О. В. Иншакова. -М. :Владос, 2008г.)
• Логопедический альбом для обследования звукопроизношения (И. А. Смирнова, наглядно-методическое пособие: СПб Детство-Пресс, 2012г.)
• Игрушки, счётный материал, материал для обследования мелкой моторики пальцев.
Педагогический процесс ориентирован на формирование у детей целевых ориентиров, а также на потребность в общении с окружающими людьми, умение вступать в общение со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния на основе принятых норм поведения.
Диагностическое обследование уровня речевого развития имеет системный характер, так как оно осуществляется не только на первом, но и последующих этапах коррекционной работы. Особое значение при проведении системного обследования имеет согласованность действий всех специалистов дошкольного учреждения, что является важным условием не только объективности в постановке речевого заключения, но и возможность составить реально осуществляемую программу работы и с ребенком, и с его ближайшим социальным окружением, в первую очередь, конечно, с родителями (законными представителями). Согласованность действий всех субъектов коррекционного процесса обеспечивает взаимопонимание, позитивное настроение, сплоченность, сознательность участия, а в итоге, продуктивность взаимодействия в достижении поставленных целей и решении намеченных задач.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности организации образовательного процесса.
Содержание образовательной деятельности
по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Дети с особыми образовательными возможностями (ОВЗ) не готовы к усвоению не только общеобразовательных программ, но и новых жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребёнку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации своего права на наследование общественно-исторического опыта.
В нашем дошкольном учреждении формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ОВЗ является воспитание и обучение в группе компенсирующей направленности по Адаптированной образовательной программе, разработанной на основе парциальной Программы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности детского сада с общим недоразвитием речи (3-7 лет) (под ред. Н. В. Нищевой, 2014 г.)
Специальное коррекционно-образовательное пространство, включающее содержание предметно-развивающей среды, характер взаимодействия взрослых с детьми в образовательном пространстве, формы, содержание, методы и приёмы коррекционного воспитания и обучения, структурируется в соответствии с требованиями АОП.
2.1.1. Основные направления работы в группах компенсирующей направленности с ОНР Основными направлениями работы с ОНР являются :
• Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
• Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная, подгрупповая).
• Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
• Информационно – просветительская работа.
• Организационная работа.
Диагностическая работа включает :
- своевременное выявление детей с ОНР;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации, комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОНР;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОНР;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.
Коррекционно - развивающая работа включает :
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОНР коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает :
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально - ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.
Информационно – просветительская работа предусматривает :
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, устные журналы, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям, педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Организационная работа - это создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями
Учитель-логопед проводит:
- подгрупповые коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель в свою очередь проводит:
- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- фронтальные и подгрупповые занятия по формированию элементарных математических представлений;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы
- игры, упражнения по изобразительной деятельности, конструированию, лепке;
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации.
2.1.2 .Алгоритм логопедической работы в группе компенсирующей направленности
для детей с ОНР
Этапы Основное содержание Результат
Организационный
Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушением речи.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
Составление программ групповой (подгрупповой) работы с детьми,
имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.
Основной Решение задач, заложенных в групповых (подгрупповых) коррекционных программах.
Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.
Достижение определенного позитивного эффекта в устранении
Заключительный Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).
Определение дальнейших образовательных, коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.
Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (подгруппой, изменение ее характера или корректировка подгрупповых программ и продолжение логопедической работы.