Марина Газизова
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов для каждой из категории детей с нарушениями в развитии комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса должно осуществляться с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ). Сама специфика психолого-педагогического сопровождения для каждой из имеющихся в настоящий момент категорий детей с ОВЗ в каждом из ФГОСов и их вариантах не детализирована, но определяется соответствующими специальными образовательными условиями, которые устанавливаются на психолого-медико-педагогической комиссии. Подобные условия исходят из специфики особенностей психофизического развития каждой категории детей с ОВЗ приведенными в соответствующих разделах ФГОСов.
Публикация «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С целью обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ, оказания им психолого-педагогической помощи и поддержки всестороннего развития их личности в дошкольном учреждении могут быть открыты группы комбинированной и компенсирующей направленности.
Дети с ОВЗ могут посещать дошкольное учреждение как в режиме полного дня, так и кратковременно. Всё это даёт возможность детям в разнообразных видах деятельности (режимные моменты, занятия, прогулки) находиться среди своих сверстников, учиться взаимодействовать друг с другом, общаться, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.
Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М. Р. Битяновой определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной среде.
Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения является выполнение ряда системообразующих условий. К ним относятся:
адекватное определение вида, варианта, режима образовательной программы, а также специальных образовательных условий ее реализации на психолого-медико-педагогической комиссии;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса, в том числе программно-методическое обеспечение;
наличие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума, высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения;
наличие сети образовательных, медицинских и социальных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии для каждой из категорий детей с ОВЗ в дошкольном учреждении создаются специальные образовательные условия, том числе разрабатываются адаптированные образовательные программы. Данные программы в структуре психолого-педагогического сопровождения содержат :
- цели и задачи коррекционной работы с воспитанниками;
- перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению воспитанниками с ОВЗ рекомендуемой образовательной программы;
- систему комплексной психолого-медико-социальной поддержки воспитанников с ОВЗ, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательной программы;
- механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики воспитателей и специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации, других образовательных организаций и институтов общества;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Реализация программ тесно связана с созданием в учреждении безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование.
В соответствии с паспортом доступности объектов для инвалидов безбарьерная среда должна включать в себя:
- безбарьерный доступ в здание и перемещение внутри учреждения;
- оснащение санитарно-гигиенических помещений, лестничных проемов и бассейна дополнительными опорными поручнями и противоскользящими ковриками;
- развивающую предметно-пространственную среду.
Доступная среда должна начинаться с входа в здание. Вход должен быть расположен максимально к уровню земли, иметь пандусы. При необходимости оказания помощи родителям (законным представителям) дошкольников с ОВЗ или детям-инвалидам в учреждении должны предоставляться сопровождающие лица.
При необходимости ребенку с ОВЗ, ребенку-инвалиду назначается тьютор (из числа педагогических работников ДОУ).
В учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ должны быть по возможности оборудованы специальные помещения: музыкальный зал, спортивный зал, бассейн, тренажёрный зал, кабинет развивающего обучения, кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, сенсорная комната и др.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах должна быть оснащена средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и отражать содержание адаптированной основной образовательной программы. Она должна быть трансформируемой в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональной, разнообразной, что обеспечивает возможность использования предметной среды в различных видах детской деятельности. Должен соблюдаться принцип доступности и безопасности, обеспечиваться свободный доступ детей с ОВЗ к играм, игрушкам, материалам, пособиям для всех основных видов детской активности.
Для охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ в ДОУ необходимо иметь медицинский блок.
Следующим условием эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является наличие в ДОУ сплоченного коллектива единомышленников.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ во многом зависит от правильно организованного взаимодействия воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей (законных представителей) ребенка. Каждый из них решает свои задачи в укреплении здоровья и развитии личности ребенка:
Учитель-логопед и учитель-дефектолог – проводят мониторинг, определяют направления коррекционной работы, проводят коррекционно-развивающие занятия по развитию речи и познавательной сферы, разрабатывают рекомендации другим специалистам по использованию эффективных коррекционных приемов в работе с детьми.
Педагог-психолог - проводит диагностику особенностей психического развития детей, коррекционную работу с целью создания психологического комфорта в процессе обучения и воспитания, просвещение и консультирование педагогов и родителей (законных представителей).
Воспитатель - осуществляет работу по развитию навыков общения детей с ОВЗ со сверстниками, расширению запаса знаний и представлений об окружающем, формированию связной реи и предметной деятельности, развитию внимания, памяти, мышления.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, что повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.
Инструктор по физической культуре решает традиционные задачи по общему физическому развитию, направленные на укрепление здоровья в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Подбирает упражнения для исправления нарушений физического развития, моторики и расширения двигательных возможностей таких детей.
Медицинский работник осуществляет изучение и оценку соматического здоровья ребенка с ОВЗ; проводит индивидуальное обследование с целью определения направлений медицинской коррекции.
Эффективной формой совместной деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения по вопросам определения индивидуального образовательного маршрута в рамках ДОУ является Психолого-педагогический консилиум (ППк).
Специалисты ППк определяют стратегию включения ребенка в ту или иную деятельность, разрабатывают тактические задачи сопровождения, конкретизируют последовательность подключения того или иного специалиста или условия, подбирают конкретные коррекционные программы, тактики, технологии сопровождения, адекватные особенностям ребенка.
Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного, аналитического.
Так, первый этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий.
На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума. Каждый специалист предлагает варианты собственного маршрута сопровождения, которые в дальнейшем должны обеспечить ребенку компенсацию имеющихся особенностей, и «сопрягаться» с деятельностью других специалистов консилиума, реализуя целостность сопровождения.
На третьем этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ребенка. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.
На следующем этапе каждый специалист предоставляет данные по результативности собственной профессиональной деятельности. На основании анализа результатов сопровождения проводится коррекция всех компонентов программы сопровождения, в том числе деятельности специалистов.
Также необходимо учитывать тот факт, что психолого-педагогическое сопровождение ребенка – это тесное взаимодействие специалистов и семьи ребенка. Семья играет непросто важную, а первостепенную и уникальную роль. Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение создать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу человека. Формы работы с семьями разнообразны : беседы (коллективные и индивидуальные); консультации (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические); родительские собрания; индивидуальные занятия с участием родителей; проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений.
На встречах с родителями педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения, что помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с ним.
Таким образом, можно говорить о том, что правильно организованная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ будет эффективно влиять на всех участников образовательных отношений :
• дети с ОВЗ будут адаптированы и приняты детской группой, с желанием будут посещать ДОУ, показывать хорошую динамику развития и в дальнейшем успешно обучаться в школе;
• родители (законные представители) детей с ОВЗ будут понимать, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• педагоги, реализующие инклюзивную практику, для реализации задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ будут действовать в междисциплинарной команде;
• руководитель будет продолжать создавать условия для развития и поддержки инклюзивной практики.