Елена Ананьина
Синтез и взаимодействие искусств как фактор формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Синтез и взаимодействие искусств как фактор формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей
Основная образовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155) программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Публикация «Синтез и взаимодействие искусств как фактор формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей» размещена в разделах
Художественно-эстетическое воспитание является одним из основных направлений образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Функции эстетического воспитания в самом широком контексте реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире. В дошкольном возрасте наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, "эффект новизны", образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре, драматизации, сказке). Вместе с тем, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству неисчерпаем.
Творческой деятельностью можно назвать такую деятельность человека, в которой создается нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее. Особо актуальным в плане изучения обозначенной проблематики является то, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из самых важных вопросов детской педагогики и психологии – это вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы замечаем у детей проявление творческих способностей, которые лучше всего выражаются в играх. В настоящее время система дошкольного образования представлена как государственными и муниципальными, так и негосударственными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования. Серьезный акцент в них делается сегодня на развитии способностей и творчества детей с использованием всей совокупности имеющихся средств и, прежде всего, в игровой деятельности. ФГОС ДО в дошкольном образовании прописывает именно такой подход.
Цель интеграции – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).
Основная задача заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Представим более подробно, какие виды искусства и художественной деятельности можно синтезировать в процессе ООД.
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Для этого педагог рассказывает детям о различных музыкальных жанрах, развивает у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности. Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке.
Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности.
Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления.
Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Понятие «творчество» в психолого-педагогической литературе определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их обобщения друг с другом и с педагогом – актуальные проблемы современной педагогики. Известно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали как отечественные, так и зарубежные психологи (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др.)
Синтез (от греч. synthesis – соединение) искусств в педагогическом аспекте данного исследования рассматривается как органичное соединение, основанное на взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении разных видов искусства, порождающих целостное художественное явление, которое эстетически организует образовательное пространство.
Успешность решения педагогических задач с позиций синтеза искусств определяется его творческой сущностью. Технология, разработанная на креативной основе синтеза искусств, эффективно мобилизует все органы чувств воспитанников, повышает их познавательную активность в стремлении к саморазвитию, творчеству.
Многолетний опыт работы позволяет педагогам выделить критерии, определяющие основы художественной культуры старших дошкольников, их эстетического развития. Среди которых: проявление у ребенка устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве; умение дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную - поведению людей; различать виды и жанры произведений основных видов искусства; стремление находить выразительные средства в музыке, живописи, литературе; владение навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности.
Таким образом, успешность формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами взаимодействия искусств связано с формированием эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей, обеспечением перехода от репродуктивного мышления к творческому, подведением детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в творческой деятельности.