Анастасия Кононова
Консультация для родителей «Игрушки — средство формирования целостной картины мира и расширения кругозора»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки, целостная картина мира и расширение кругозора.
Игрушки крайне важны для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов доказывают тот факт, что именно игрушки были и остаются самым эффективным и действенным средством развития ребенка и используются в его подготовке к жизни в социуме и познании окружающего мира.
Публикация «Консультация для родителей „Игрушки — средство формирования целостной картины мира и расширения кругозора“» размещена в разделах
Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности, в ходе которых преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активность ребенка в любой ее форме - важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. Осознание окружающего мира происходит, прежде всего в действии. Ребенок, осваивающий окружающий мир и «строящий» самого себя, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.
Исходя из этого, главная функция игрушки - активизация детской деятельности. Игрушку в качестве предмета, специально созданного взрослыми для детей, можно рассматривать как своеобразное (и, пожалуй, самое распространенное) средство развития. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект должен отчетливо осознаваться: выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать.
Среди всех видов деятельности детей психологи выделяют две группы.
-В первую входят те виды, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми и на этой основе - социальное и личностное развитие ребенка, т. е. его желания, интересы, чувства.
- Вторую группу составляют виды деятельности, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами и на этой основе формирование интеллектуальных, познавательных сил детей, их технических возможностей.
Исходя из этого общепринятого разделения, имеющийся массив можно условно разделить на две группы.
1. игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
2. игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
Данное разделение крайне удобно, поскольку позволяет определить для каждого возраста главную линию развития и соответствующую ей деятельность, т. е. выделить приоритетные виды игрушек. Так, например, для детей от одного года до 4 лет главная, ведущая деятельность -предметная, в которой ребенок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Поэтому нужны прежде всего игрушки второй группы. А в дошкольном возрасте - от 4 до б лет - ведущей деятельностью становится ролевая игра, для которой необходимы игрушки первой группы
Требования, к игрушке :
1. Психолого-педагогические : игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.
2. Социокультурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.
3. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья -первые и совершенно необходимые требования. При их отсутствии, т. е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно.