Татьяна Богатырева
Синдром эмоционального выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром эмоционального выгорания педагогов
Котова Елена Владиславовна доцент, кандидат психологических наук Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.
Богатырева Татьяна Леонидовна студентка Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, кафедра педагогика детства.
Балахончик Светлана Викторовна студентка Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, кафедра педагогика детства.
Публикация «Синдром эмоционального выгорания педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Синдром эмоционального выгорания педагогов.
Синдром эмоционального выгорания — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
Главной причиной считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) и стрессы длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними, у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к эмоциональному выгоранию.
К основным факторам, способствующим выгоранию, относятся:
1. высокая рабочая нагрузка;
2. отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства;
3. высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
4. невозможность влиять на принятие решений;
5. двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
6. постоянный риск штрафных санкций;
7. однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
8. необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;
9. отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
К профессиональным факторам риска относят альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, педагоги, социальные работники, психологи, священнослужители).
Академик РАМН Павел Сидоров Выделяет 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома :
1. физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, бессонница, головокружение, повышение артериального давления);
2. эмоциональные симптомы (пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, агрессивность, раздражительность, тревога, чувство одиночества);
3. поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи — падения, травмы);
4. интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, формальное выполнение работы);
5. социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой).
В 2018 году среди студентов, обучающихся по профилю «Дошкольное образование», было проведено психологическое исследования уровня эмоционального выгорания (по В. В. Бойко). Было обследовано 24 человека : Напряжение (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия) – не сформировано у 57%, в стадии формирования у 35%, сформировано у 8%. Резистенция (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально – нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязанностей) – не сформировано у 14%, в стадии формирования у 43%, сформировано у 43%. Истощение (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения) – не сформировано у 43%, в стадии формировании у 35%, сформировано у 22%.
Из полученных результатов видно, у 38% испытуемых все фазы эмоционального выгорания находятся в стадии формирования, у 24% испытуемых наблюдается сформировавшаяся стадия.
Проведенная диагностика свидетельствует о том что очень важно следить за своим эмоциональным состоянием. По данным нашего исследования у 24% сформирован синдром эмоционального выгорания. Неужели все эти людей ошиблись с выбором? По мнению исследователей, эмоциональному выгоранию не случайно подвержены именно представители помогающих профессий, от которых ежедневно требуются коммуникабельность, эмпатия, принятие индивидуальных особенностей клиентов, гуманизм и милосердие.
Любая критическая ситуация с детьми – стресс, требующий от специалиста больших психологических и физиологических затрат. Стресс накапливается и рано или поздно представители помогающих профессий из-за постоянных перегрузок начинают испытывать эмоциональное, физическое и умственное истощение. Звучит как приговор, но к счастью «спасение утопающих» и в этом случае на 90% - «дело рук самих утопающих».
В самом общем виде список факторов, снижающих риск эмоционального выгорания, сводится к следующему:
1. соблюдение оптимального режима труда и отдыха;
2. поддержание здоровья и хорошей физической формы (сбалансированное питание, физическая активность и т. д.);
3. освоение приёмов релаксации и саморегуляции;
4. наличие творческих хобби;
5. поддержка социального окружения (семья, друзья и др.);
6. поддержка профессионального сообщества (супервизии; балинтовские группы, обучение, конференции и т. п.).
Мы считаем, что, наличие симптомов эмоционального выгорания это хороший повод пересмотреть и переоценить свою профессиональную жизнь, чтобы сделать ее более интересной, ресурсной, продуктивной и долгой.
Список литературы
1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. : СПб. : 1999.
2. Сидоров П. И. академик РАМН, доктор медицинских наук, ректор Северного государственного медицинского университета/ Синдром эмоционального выгорания// Педагогическая техника. - 2013.№1. с. 68-74.