Ирина Шаблевская
Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных субъектов профессиональной деятельности, способных к продуктивной самореализации.
Доказано, что хорошо развитый эмоциональный интеллект является структурообразующим компонентом профессиональной культуры педагогов, также эмоциональный интеллект должен быть сформирован на высоком уровне, что позволит адекватно реагировать на возникающие перегрузки.
Публикация «Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Основная задача учителя заключается не только в организации образовательного процесса, но прежде всего, в организации диалога. По большому счету, обучение вне диалогового взаимодействия невозможно.
В процессе общения субъектов образовательного процесса осуществляется формирование личностных психических новообразований обучающегося, «что достигается только через эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие».
Из этого можно сказать, что учебный диалог – это и работа с информацией, и обмен эмоциями. Получая обратную связь, педагог должен уметь адекватно интерпретировать переживания ребенка, что становится возможным при условии приемлемого уровня эмоционального интеллекта.
Французский философ 16 века М. Монтель писал: «Самый ценный плод здоровья - возможность получать удовольствие».
К сожалению, педагоги не всегда получают удовольствие от своей работы. А между тем, педагог - одна из самых востребованных и при этом наименее оплачиваемых в нашей стране профессия. Возможность получения относительно высокой зарплаты существует только за счет увеличения количества работы и, соответственно, сокращения времени на отдых. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. Их хронический характер способствует формированию синдрома Эмоционального выгорания учителя.
Данный синдром характеризуется эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Человек, у которого развились подобные симптомы, не только разрушает собственную личность и здоровье, но может причинить вред тем людям, которые обращаются к нему за помощью. Ведь учитель, находясь в состоянии стресса, способен серьезно (пусть даже и неумышленно) навредить ученику.
Поэтому очень важно иметь представление о понятии, причинах эмоционального выгорания, осознавать, насколько велик собственный запас прочности в отношении деформирующих факторов, знать способы противостояния им и пользоваться приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье педагогам, ученикам и их родителям.
Вполне понятно, что для преодоления эмоционального выгорания педагогов, необходима разработка программы, по которой он будет работать, в основе которой должны быть заложены следующие принципы: 1) высокая мотивация; 2) системность обучения; 3) индивидуализация обучения; 4) опора на личностный опыт; 4) приоритет самостоятельности обучения детей; 5) ведение дневника эмоций. Программу необходимо проектировать таким образом, чтобы системно и последовательно повышать уровень развития эмоционального интеллекта педагогов. Так как эмоциональный интеллект предполагает : а) сознательное управление эмоциями, б) восприятие, оценку и проявление эмоций, в) интерпретацию и анализ эмоций, г) использование эмоций с целью повышения эффективности деятельности, то содержание обучения можно сгруппировать в соответствующие тематические блоки.
Первый блок будет предусматривать развитие осознания, оценку и проявление эмоций. Педагоги должны усвоить «азбуку эмоций» : особенность их проявления, распознавания, ключевые теории эмоций.
Содержанием второго блока являются занятия, направленные на повышение эффективности деятельности. В соответствии с этим перед педагогами будет поставлена задача, научиться управлять эмоциями; вызывать живой отклик окружающих с помощью вербальных средств; стимулировать к деятельности окружающих.
Содержанием третьего блока будет является обучение анализу эмоций. Педагоги освоят методы отслеживания собственных эмоций и причины их возникновения, научатся осознавать иррациональные установки и вычленять сложные эмоции.
Для профилактики эмоционального выгорания педагогов также можно предложить программу, которая будет реализоваться посредством достижения следующих задач: а) просветительская (информирование о причинах выгорания, б) коррекционная (освоение методам релаксации, в) профилактическая (предотвращение эмоционального выгорания).
На основании сказанного становится понятно: высокий уровень сформированности эмоционального интеллекта является одним из значимых факторов в предотвращении эмоционального выгорания.