Татьяна Тушина
Синдром эмоционального выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Самсонкина А. В., Царан Т. Е., Котова Е. В.
Современное образование предъявляет значительные, постоянно повышающиеся, требования ко всем аспектам деятельности педагога, что поднимает на новый уровень актуальность проблемы эмоционального выгорания специалистов образовательных учреждений.
Публикация «Синдром эмоционального выгорания педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач:
эмоциональную истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой);
деперсонализацию (цинизм, бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т. д.)
редукцию профессиональных достижений (возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней)
Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей обучающихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива.
В связи с этим актуальность и практическую значимость приобретает проблема профилактики эмоционального выгорания у педагогов. Своевременная психологическая профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1. Организация деятельности: смягчением администрацией образовательного учреждения развития выгорание через обеспечение работникам возможности профессионального роста, налаживание поддерживающих социальных и иных положительных моментов, повышающих мотивацию и пр. ;
2. Создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга;
3. Работа с индивидуальными особенностями – это может быть работа, направленная на: развитие креативности у педагогов (т. к. одним из признаков выгорания является- ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям) нивелирование влияния негативных профессиональных и личностных факторов,- способствующих профессиональному выгоранию – в частности, развитие у педагогов умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. ; снятие у педагогов стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной- деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.
Таким образом, профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
Литература
Габрелян, Э. Ю. Представление о синдроме эмоционального выгорания в педагогической деятельности/Э. Ю. Габрелян. //-2014. -№1 -С. 238-242.
Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания : учебное пособие[Электронный ресурс]. Электрон. дан. /Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В. П. Астафьева. -Красноярск,2013.