Нина Строганова
Синдром профессионального выгорания у педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».
Проявляется: нарастающим эмоциональным истощением.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) введён американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году.
Признаки эмоционального выгорания: сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость, отстраненность в общении с окружающими, негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся, так и к коллегам, нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации, ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой, немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими,
Публикация «Синдром профессионального выгорания у педагогов» размещена в разделах
неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них, ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т. д. снижение качества жизни в целом.
Последствия: невротические расстройства и психосоматические заболевания.
Невротические расстройства и психосоматические заболевания.
Факторы провоцирующие «выгорание» Внешние факторыхроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности;повышенная ответственность и самоконтроль; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело педагог. Внутренние факторы склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств, профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.
Профилактика: как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?
В целях профилактики СЭВ: Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
Проще относиться к конфликтам на работе;
Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания: Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; стремление опираться на собственные силы.
В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Способы саморегуляции
1. Активация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации): - мысленно комментировать происходящее бодрым голосом спортивного комментатора; - мысленно представить агрессивного партнёра в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке, с ушами Чебурашки и т. д.).
2. Считать до 10, прежде чем совершить ответное действие.
3. Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние.
4. Уйти из ситуации. Сменить обстановку.
5. Сконцентрировать своё внимание на чём-то: - рассматривать какой-нибудь предмет и мысленно его описывать; - прислушаться к звукам за окном; - сосредоточиться на своих телесных ощущениях.
6. Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций.
7. Использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания и воображения на определённом объекте.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Понятие конфликта в педагогическом общении. Типы и причины педагогических конфликтов. Пути разрешения педагогических конфликтов.
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.
Пед конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов пед взаимодействия.
Особенности пед конфликта (Овчарова):
1. профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуаций конфликта (школа – модель общества);
2. участники конфликта имеют разный соц статус (учитель-ученик, чем и определяется их разное поведение в конфликте;
3. разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции и порождает разную степень ответственности за ошибки;
4. присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а сам конфликт приобретает воспитательный смысл;
5. различное понимание событий и их причин участниками – конфликт глазами учителя и конфликт глазами ученика видится по-разному;
6. профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставит интересы ученика, т. е. формирующейся личности;
7. конфликт пед деятельности легче предотвратить, чем успешно разрешить.
Условия возникновения конфликта – это особенности внешней ситуации.
Группы пед конфликта:
-мотивационные – возникают по причине слабой мотивации УД школьника;
-конфликты связанные с недостатками организации обучения в школе;
-конфликты взаимодействия (учащихся м/у собой, учителей и школьников, учителей и администрации).
В основе классифик. лежит пед ситуация: -конфликты деят-ти; -конфликты поведения; -конфликты отношений.
Классифик. конфликтов в системе пед отношений: -учитель-ученик (самый распространенный); -учитель - классный коллектив; -учитель-учитель; -учитель - я; -учебный класс - учебный класс.
Наиболее общая типология:
-в зависимости от участников конфликта: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые;
-в зависимости от предмета конфликта: конфликты ценностей, интересов, средств достижения целей, правил взаимодействия;
-конфликты в зависимости от соц последствий: конструктивные (способствуют развитию соц системы, деструктивные (ведут к разрушению соц системы);
-в зависимости от длительности и напряженности конфликта: бурные быстротекущие; острые длительные, слабовыраженные вялотекущие, слабовыраженные быстротекущие.
Условия, кот порождают пед конфликт можно рассматривать как предпосылки возникновения пед конфликта. Предпосылки могут быть субъективными и объективными.
Причины пед конфликта:
-в системе отношений учитель-ученик: нарушение дисциплины на уроке; необъективность при оценке знаний; неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков; оскорбления со стороны учителя, грубость и несдержанность;
-в системе отношений учитель-родитель: предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя; самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;
-в системе отношений учитель-учитель: не тактичное отношение друг к другу; неудобное расписание; перекладывание чужих обязанностей; неравномерное распределение нагрузки.
Пути разрешения:
-уход от конфликта (если проблема несущественная)молчание, демонстративн удаление ученика из класса, игнор;
-противоборство (выигр/проигр)угрозы, запугивание, наказание;
-стратегия уступок:приспособление, компромис;
-сотрудничество (выигр/проигр) удовлетв интересов обеих сторон.