Марина Гриц
Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Гриц М. А., Котова Е. В., Чеботарева Д. А.
Насыщенное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества значительно повышает требования, предъявляемые к образовательным организациям, целью которых является гармоничное развитие личности ребенка. Чтобы реализовать данную цель, стоит помнить о личности педагога, от продуктивности которого зависит успешность и развитие общества.
Публикация «Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Одним из факторов педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Частое возобновление профессиональных стрессов обуславливает к ослаблению нервной системы, эмоциональных срывов, нервно-психических заболеваний. По этой причине педагогу часто приходится иметь дело с потребностью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции учителя в напряженных ситуациях профессиональной деятельности [5].
Научный и практический интерес к синдрому эмоционального выгорания обусловлен тем, что – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью деловой учебного заведения. В литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание, затухание, горение. Впервые этот термин предложил Х. Фрейденбергер 1974г. Исследовали синдром эмоционального выгорания Н. Е. Водопьянова, А. Б. Серебрякова, Е. С. Старченкова [1].
Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как ухудшаются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится инертным, менее работоспособным, усугубляется его здоровье. Истощение ведет к сокращению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обостренному переживанию одиночества [1].
Малообщительные, стеснительные, эмоционально-неустойчивые, импульсивные, невыдержанные, реактивные педагоги, склонны к развитию симптома эмоционального выгорания. А общительные, легко идущие на контакт, жизнерадостные, независимые, предпочитающие собственные решения, умеющие контролировать себя и свое поведение, не подвержены этому симптому.
Напряженная и стрессогенная рабочая обстановка содействует нервно-психическому переутомлению, эмоциональной усталости и повышенной раздражительности, другим психологическим и профессиональным деформациям. При достижении определенного уровня психоэмоциональной дестабилизации педагоги не осознают, что начинаю защищать свою психику. Ученые считают, что такая защита называется синдром эмоционального выгорания[4].
Эмоциональное выгорание сказывается и на работе и на функционирование личности. К. Маслач считает, что главная задача снижение эмоционального выгорания – это организация оздоровления, где особое внимание уделяется человеческой ценности. Выделяет пять ключевых областей, которые оказывают влияние на противостояние выгоранию : управляемая рабочая нагрузка, оптимальный контроль работника, справедливое вознаграждение, чувство общности, разделенные ценности. Если соблюдать все условия вероятность развития синдрома эмоционального выгорания уменьшается.
Обладание профессионального здоровья включает в себя: здравомыслящий подход к выбору профессии на этапе самоопределения, полноценное профессиональную обучение, целостную адаптацию к профессиональной деятельности и ее условиям, развитость профессионально важных качеств и профессиональной идентичности, обладание достаточным уровнем соматического и психического здоровья. Соблюдение всех этих условий должно иметь своим следствием надежность профессиональной деятельности (в том числе и моральную, удовлетворенность специалиста выполняемой работой, позитивную самооценку результатов собственной деятельности, отсутствие эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, профессиональное долголетие.
Доказано, что существенное влияние оказывают и социальные факторы: непризнание истинных заслуг педагога, ограничение его права на свободу выбора, понижение социального статуса профессии, его статуса, ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствия к внедрению новых технологий и прогрессивных методов и др. Есть данные о том, что выгоранию подвергаются индивиды с изначально высокой профессиональной мотивацией, которые впоследствии испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальным.
В исследовании Л. Ф. Малыгиной за 2013 год, участвовало 146 педагогов городских и сельских школ в возрасте от 25 до 54 лет. Все опрошенные утверждают, что очень переживают за свою работу; 75% признались, что довольны своей профессией меньше, чем в начале карьеры; 33% жалуются, что им не повезло с работой. У 50% педагогов выявилась та или иная стадия депрессии или тревоги. У 42% наблюдается личностная отстраненность. В фазе резистентности находятся 38% опрошенных, в фазе напряжения – 17%, истощения – 33%, никаких признаков выгорания и стресса не обнаружилось только у 12%. Полученные данные позволяют говорить о необходимости профилактики, которая может предотвратить, ослабить или исключить возникновение синдрома эмоционального выгорания [3].
Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональном развитии педагогов, с целью восстановления психоэмоцинального состояния работников образовательных организациях.
Библиографический список
1. Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник №13. 2016. С. 83-91.
2. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия СПб. : Питер. 2017. с. 307.
3. Малыгина Л. Ф. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №1. 2013. С. 356-359.
4. Никифорова Г. С. Психология профессионального здоровья. СПб: Речь. 2011. с. 481.
5. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. №7. 2013. С. 3-9.