Получи документы

Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Марина Гриц
Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Гриц М. А., Котова Е. В., Чеботарева Д. А.

Насыщенное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества значительно повышает требования, предъявляемые к образовательным организациям, целью которых является гармоничное развитие личности ребенка. Чтобы реализовать данную цель, стоит помнить о личности педагога, от продуктивности которого зависит успешность и развитие общества.

Публикация «Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов» размещена в разделах

Одним из факторов педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Частое возобновление профессиональных стрессов обуславливает к ослаблению нервной системы, эмоциональных срывов, нервно-психических заболеваний. По этой причине педагогу часто приходится иметь дело с потребностью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции учителя в напряженных ситуациях профессиональной деятельности [5].

Научный и практический интерес к синдрому эмоционального выгорания обусловлен тем, что – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью деловой учебного заведения. В литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание, затухание, горение. Впервые этот термин предложил Х. Фрейденбергер 1974г. Исследовали синдром эмоционального выгорания Н. Е. Водопьянова, А. Б. Серебрякова, Е. С. Старченкова [1].

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как ухудшаются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится инертным, менее работоспособным, усугубляется его здоровье. Истощение ведет к сокращению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обостренному переживанию одиночества [1].

Малообщительные, стеснительные, эмоционально-неустойчивые, импульсивные, невыдержанные, реактивные педагоги, склонны к развитию симптома эмоционального выгорания. А общительные, легко идущие на контакт, жизнерадостные, независимые, предпочитающие собственные решения, умеющие контролировать себя и свое поведение, не подвержены этому симптому.

Напряженная и стрессогенная рабочая обстановка содействует нервно-психическому переутомлению, эмоциональной усталости и повышенной раздражительности, другим психологическим и профессиональным деформациям. При достижении определенного уровня психоэмоциональной дестабилизации педагоги не осознают, что начинаю защищать свою психику. Ученые считают, что такая защита называется синдром эмоционального выгорания[4].

Эмоциональное выгорание сказывается и на работе и на функционирование личности. К. Маслач считает, что главная задача снижение эмоционального выгорания – это организация оздоровления, где особое внимание уделяется человеческой ценности. Выделяет пять ключевых областей, которые оказывают влияние на противостояние выгоранию : управляемая рабочая нагрузка, оптимальный контроль работника, справедливое вознаграждение, чувство общности, разделенные ценности. Если соблюдать все условия вероятность развития синдрома эмоционального выгорания уменьшается.

Обладание профессионального здоровья включает в себя: здравомыслящий подход к выбору профессии на этапе самоопределения, полноценное профессиональную обучение, целостную адаптацию к профессиональной деятельности и ее условиям, развитость профессионально важных качеств и профессиональной идентичности, обладание достаточным уровнем соматического и психического здоровья. Соблюдение всех этих условий должно иметь своим следствием надежность профессиональной деятельности (в том числе и моральную, удовлетворенность специалиста выполняемой работой, позитивную самооценку результатов собственной деятельности, отсутствие эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, профессиональное долголетие.

Доказано, что существенное влияние оказывают и социальные факторы: непризнание истинных заслуг педагога, ограничение его права на свободу выбора, понижение социального статуса профессии, его статуса, ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствия к внедрению новых технологий и прогрессивных методов и др. Есть данные о том, что выгоранию подвергаются индивиды с изначально высокой профессиональной мотивацией, которые впоследствии испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальным.

В исследовании Л. Ф. Малыгиной за 2013 год, участвовало 146 педагогов городских и сельских школ в возрасте от 25 до 54 лет. Все опрошенные утверждают, что очень переживают за свою работу; 75% признались, что довольны своей профессией меньше, чем в начале карьеры; 33% жалуются, что им не повезло с работой. У 50% педагогов выявилась та или иная стадия депрессии или тревоги. У 42% наблюдается личностная отстраненность. В фазе резистентности находятся 38% опрошенных, в фазе напряжения – 17%, истощения – 33%, никаких признаков выгорания и стресса не обнаружилось только у 12%. Полученные данные позволяют говорить о необходимости профилактики, которая может предотвратить, ослабить или исключить возникновение синдрома эмоционального выгорания [3].

Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональном развитии педагогов, с целью восстановления психоэмоцинального состояния работников образовательных организациях.

Библиографический список

1. Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник №13. 2016. С. 83-91.

2. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия СПб. : Питер. 2017. с. 307.

3. Малыгина Л. Ф. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №1. 2013. С. 356-359.

4. Никифорова Г. С. Психология профессионального здоровья. СПб: Речь. 2011. с. 481.

5. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. №7. 2013. С. 3-9.

Публикации по теме:

Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Задачи: 1. Актуализировать.

Тренинг для педагогов по теме «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Тренинг для педагогов по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания" Подготовила Недосекова Фануза Зямиловна, педагог-психолог.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.

Семинар «Синдром эмоционального выгорания педагогов» «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ педагогов». Цель семинара: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки.

Семинар-тренинг «Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания. Задачи: • познакомить преподавателей.

Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов Тема: Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов. Профессиональное выгорание – долговременная стрессовая реакция.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания;.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Опубликовано: 12 мая 2018 в 09:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гриц в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД