Диана Равильевна Кремчеева
Синдром дефицита внимания, или гиперактивности
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. При данном расстройстве нарушается функционирование центральной нервной системы (преимущественно в области ретикулярной формации головного мозга, которое приводит к трудностям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениям памяти и способности к обучению, а также сложностям в обработке информации. Основным этиологическим фактором синдрома дефицита внимания и гиперактивности является минимальная дисфункция мозга, возникшая в перинатальный период развития. Значимую роль в возникновении заболевания играют патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни. Также доказана влияние алиментарного фактора — недоедание беременной и ребёнка в раннем детстве, генетическая обусловленность. С точки зрения неврологии основу СДВГ составляют мелкие, резидуальные (остаточные) повреждения мозга гипоксического генеза (в связи с нехваткой кислорода, которые классифицируются у детей как энцефалопатия.
Публикация «Синдром дефицита внимания, или гиперактивности» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Симптомы синдрома дефицита внимания
гиперактивность;
нарушение внимания — трудно сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного возрасту, не получается абстрагироваться от воздействия различных раздражителей внешней среды;
лёгкие неврологические нарушения — подергивание мышц лица, дрожание пальцев рук (тремор, непроизвольные сокращения мышц (гиперкинезы, нарушение координации движений и сухожильных рефлексов, изменение ассоциативных движений;
эмоциональная лабильность — частые смены настроения, повышенная раздражительность, тревожность, чувство страха, повышенная плаксивость, беспокойство;
нарушение восприятия — чаще всего поражается зрительный анализатор, дети не могут обвести контуры рисунка, нарисовать предметы, различать размеры и направления, плохо ориентируются в пространстве, не могут отличить часть от целого, неправильно читают буквы, на слух плохо различают отдельные согласные звуки, неверно воспроизводят ритм;
повышенная импульсивность;
повышенная утомляемость (психическая и физическая);
нарушения речи и произношения.
Вследствие дисфункции мозга у детей уже в раннем возрасте начинается вторичная невротизация.
Классификация и стадии развития синдрома дефицита внимания
Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям Американской ассоциации психиатров (1994 год, выделяют три типа СДВГ:
СДВГ с преобладанием дефицита внимания;
СДВГ с преобладанием гиперактивности;
смешанный вариант.
Осложнения синдрома дефицита внимания
плохая успеваемость в школе;
эмоциональные проблемы (низкая самооценка, тревога, депрессия);
социальные проблемы (отсутствие друзей);
риск травмы;
восприимчивость к злоупотреблению психоактивных веществ.
Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием дефицита внимания для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребё нок или взрослый с СДВГ:
не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки в учёбе, работе или при других занятиях;
испытывает трудности с удержанием внимания на задачах или играх;
кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
не выполняет инструкции и не успевает закончить учёбу, домашние дела или рабочие обязанности из-за того, что отвлекается;
испытывает проблемы с распорядком дня;
избегает, не любит или неохотно выполняет задачи, требующие продолжительных умственных усилий (например, домашние задания в школе);
теряет свои вещи (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, деньги, ключи, документы, очки, мобильные телефоны);
легко отвлекается;
забывчив в повседневной деятельности;
Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием гиперактивности для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребё нок или взрослый с СДВГ:
ёрзает на стуле, хлопает руками или ногами;
покидает своё место за партой или рабочее место в ситуациях, когда это неуместно;
не может спокойно играть или работать;
активно двигается в ситуациях, когда это неуместно;
слишком много говорит;
отвечает до того, как вопрос завершен;
при игре или общении не может дождаться своей очереди, часто перебивает других, вмешивается в разговоры или игры.
Симптомы дефицита внимания или гиперактивности должны присутствовать регулярно не менее шести месяцев.
Главные факторы, оказывающие влияние на развитие СДВГ:
токсикозы при беременности у матери больного;
угроза прерывания беременности;
хронические заболевания матери;
резус-конфликт и конфликт по системе ABO плода и матери;
патологические роды;
родовые травмы;
инфекционные болезни ребёнка (грипп и другие);
фебрильные судороги;
черепно-мозговые травмы;
менингеальные симптомы при гипертермии;
наркозы в анамнезе.
Лечение синдрома дефицита внимания
Наибольшего эффекта лечения удаётся достичь при сочетании разнообразных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями).
Психотерапевтические методики
Психотерапевтическое лечение заключается в системной семейной и групповой игровой психотерапии, индивидуальной патогенетической психотерапии и различных методах суггестии (прямой, косвенной, гипнотерапии).
Управление поведением. Когнитивно-поведенческая терапия способствует социализации детей с СДВГ. С помощью игровых методик детей обучают самоконтролю и целеполаганию. Поведение ребёнка часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, новизне или индивидуальных занятиях с репетитором [11].
Медикаментозная терапия
Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не оказали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов.