Антонина Коструб
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В данный период времени, когда не все, но многие родители, находятся в условиях самоизоляции, у родителей появилась возможность больше времени уделить своим детям.
С целью распространения педагогических знаний среди родителей, теоретической помощи в вопросах воспитания детей мы предложили родителям для ознакомления консультацию «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста» Консультация была запланирована по плану работы с родителями на май месяц.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие самостоятельности у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Период раннего возраста благоприятное время для воспитания самостоятельности. В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становиться самостоятельным - может выполнять без помощи взрослого многие действия, и отлично усваивает навыки самостоятельности.
Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребёнка или помочь ему в чём-то приходилось слышать «Я сам!» Но мы по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка стремимся сделать всё за него сами.
Но действительно ли таким образом мы оказываем ребёнку помощь?
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои собственные силы, приучают надеяться на других.
Можно услышать от взрослых такие слова «Что ты долго возишься, дай я быстрее…», «ты не умеешь, ты ещё маленький, давай я…»
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Возникает негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.
Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.
Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость и своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых). Наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссориться, ведёт себя агрессивно)
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них всё сделают взрослые. Никогда не надо делать за ребёнка того, что он может сделать сам, — это должно стать правилом для всех родителей,
Старайтесь поддерживать стремление ребёнка к самостоятельности, проявляйте терпение.
Очередная ошибка, когда нахваливают своего малыша от чрезмерной любви к нему, а его достижения не замечают или относятся к ним несерьёзно. Оценивая то или иное действие ребёнка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребёнка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. Поощряйте, хвалите, своего ребёнка за старания в достижении цели.
Грубой ошибкой является, если мы требуем от ребёнка, убирать вещи на свои места, а сами пренебрегаем этим простым правилом. В раннем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, папа и мама должны быть примером для подражания. Если вы сами не будете класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от детей, то вам не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Для мальчиков важен пример папы, а для девочек пример мамы.
Ещё одной ошибкой является, когда родители теряю терпение и торопят ребёнка. Нельзя торопить ребёнка с выполнением, какого – либо действия, надо дать ему возможность выполнять всё спокойно. Не надо упрекать его в медлительности и небрежности, это может вызывать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз.
Старайтесь с помощью игрушек, закреплять навыки самообслуживания (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить и т. д.)
В обучении самообслуживанию, используйте игровые приёмы, игровые ситуации: «Давай покажем, мишке как ты можешь убирать игрушки», «Посмотри, зайчику нравиться, как ты моешь ручки сам», «давай вместе ты один ботинок, а я другой» и т. д.
Если ребёнок постоянно путает левый и правый ботинок, покажите ему как они «дружат». Поставьте ботинки правильно, найдите у каждого ботинка «носик», покажите, как они смотрят друг на друга. Потом покажите, как ботиночки «поссорились» (носки ботинок смотрят в разные стороны) и вместе с малышом поставьте их правильно — «подружите».
Если малыш путает, где передняя, а где задняя сторона одежды и надевает её задом наперёд, то обратите внимание ребёнка на отличительные признаки передней стороны. Обычно спереди на одежде всегда есть картинка или аппликация.
Брюки лучше учиться надевать сидя на стуле или на полу. Покажите ребёнку, что у него есть две ножки, попросите выпрямить ноги и положить брюки на ноги. А в брюках есть два «окошка» скажите поговорку: «Каждой ножке – своё окошко». Эта поговорка очень хорошо запоминается детьми, напоминайте им эту фразу перед одеванием брюк.
Чтобы малышу не пришлось выворачивать колготки и штаны, учите снимать их за резинку с ног до самых ступней, а затем стягивать за носок или резинку снизу.
Чтобы научить ребёнка застёгивать разные виды застёжек на одежде и обуви, практикуйтесь на куклах, мишках, зайках и других игрушках. Очень хорошо, если у вас дома есть игрушка с полным комплектом одежды.
Приучайте малыша аккуратно складывать и убирать вещи на свои места в шкафу в детском саду.
Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя, здесь в помощь хорошо использовать художественное слово, например потешки. С потешкой веселее одеваться и умываться, обедать и идти на прогулку.
1. Вот на наших ножках,
новые сапожки,
мы наденем их скорей,
и пойдём гулять быстрей.
Вот они сапожки:
этот – с левой ножки,
этот – с правой ножки.
2. Как у нашей Зиночки (имя ребёнка)
поссорились ботиночки,
их неправильно одела,
левый справа, правый слева,
вот они и отвернулись,
и обиженно надулись,
их местами поменяла,
левый влево, правый вправо,
друг на друга смотрят мило,
их Зинуля помирила.
3. У девочек и мальчиков,
зимою мёрзнут пальчики,
чтобы пальчики согреть,
что на ручки нам одеть?
4. Кран откройся, нос умойся,
Мойтесь сразу оба глаза.
Мойтесь уши, мойся шейка
Мойся шейка хорошенько
Мойся, обливайся, грязь смывайся!
5. Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить!
Буль, буль, буль – бежит водичка,
Все ребята любят мыться!
6. Катя, мой лицо и ручки мылом хорошо,
Воду ты не разливай, руки сухо вытирай.
7. Уж я косу заплету,
Уж я руссу заплету,
Я плету, плету, плету, приговариваю:
Ты расти, расти коса,
Всему городу краса!
Так с помощью разнообразных приёмов создаётся положительно — эмоциональная атмосфера, которая вызывает у детей интерес к самостоятельным действиям, стремление выполнять их.
Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно!
Для написания данной статьи использовался материал интернет - ресурсов: :https://www.gemchyjinka.ru/eto-vazhno/dlya-zabotlivyx-roditelej/pedagogicheskaya-kopilka/