Татьяна
Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №7 «Колосок» с. Благодатное
Школа педагогического мастерства.
Тема: Развитие интеллектуально – творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр В. В. Воскобовича.
Подготовила:
Воспитатель МКДОУ ДС №7
«Колосок»
Публикация «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Павливская Т. А.
с. Благодатное
2018 год.
Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».
Игра – это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом. Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития. Игра – что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.
Имя Вячеслава Вадимовича Воскобовича хорошо известно в наши дни любому дошкольному педагогу в России. Его развивающая методика под названием «Сказочные лабиринты игры» для детей, завоевала такую широкую популярность не зря. «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В. В. Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа:
– интерес;
– познание;
– творчество.
Технологии В. В. Воскобовича – построенние такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Игры В. Воскобовича – необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе.
Развивающие игры В. В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых. В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приёмы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг». Развивающие игры и пособия В. В. Воскобовича можно условно разделить по целям развития на три группы. Первая группа – игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения цифр, понятия «количество», геометрических фигур. Пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка», плоскостное моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты», освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»). Вторая группа – это игры с буквами, слогами и словами. В них ребёнку приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв», составлять слоги и слова («Теремки Воскобовича», заниматься словотворчеством («Яблонька», Снеговик». «ромашка»). Третья группа – универсальные игровые пособия (коврограф «Ларчик», «Игровизор»).
Детская деятельность в игровых ситуациях является результативной. Ребёнок всегда получает результат от действий с различными предметами (крупными и мелкими, твёрдыми и мягкими, жёсткими и гибкими) – собранную фигуру, построенную башню, сложенный конверт. Это способствует развитию речемыслительных функций и мелкой моторики пальцев и рук. Совместную игровую деятельность можно организовать в то время, которое удобно педагогу: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных ситуаций, в вечерний отрезок времени – как досуг или познавательно-творческое развлечение для детей и взрослых. Самостоятельная игровая деятельность детей очень важна для их развития. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуются ручная умелость и интеллект, и самое главное – появляется неограниченная возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность. Организация самостоятельных игр проявляется в том, что взрослый создаёт среду, обеспечивает доступность игр и пособий и возможность играть с понравившимися. Если во время игровых ситуаций дети проявляют интерес к игре и прощаться с ней не желают, то совместная деятельность детей и взрослых плавно перетекает в самостоятельную. Игры помогут детям вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, успешными людьми. Игровая ситуация «Подарок для девочки Дольки» Цель: развитие процессов внимания, памяти, мышления, воображения, интеллектуально-творческих способностей детей с помощью развивающих игр Воскобовича. Задачи. Учить конструировать контур «ваза» по заданным точкам в игре «Геоконт». Развивать познавательную активность, умение трансформировать фигуры, конструктивные способности, умение выполнять поставленную задачу по указанию воспитателя. Воспитывать самостоятельность, дружелюбие, умение получать положительные эмоции, совершая приятные для других поступки. Оборудование: развивающие игры Высоковича : «Геоконт». Ход. Воспитатель. Нравиться ли вам получать подарки? Что вы чувствуете при этом? Нравиться ли вам дарить подарки другим? А как вам кажется – дарить подарки так же приятно, как их получать? /Ответы детей/. Паучок решил подарить Девочке Дольке вазу. Ваза была очень красивая. Паучок любовался красотой вазы, но неожиданно она выскользнула из его лап, упала и разбилась. Паучок очень огорчился. Ребята, как можно помочь Паучку? /Ответы детей/. Мы поможем Паучку найти новую вазу. Воспитатель предлагает детям выложить вазу на поле игры «Геоконт»по заданным точкам. Этапы конструирования вазы: дети самостоятельно выкладывают большой квадрат на поле игры «Геоконт» (Ф-4, К-4, Ж-4, Г-4, затем самостоятельно трансформируют квадрат в вазу по заданным точкам (Ф-1, Ф-3, К-3, К-1, Ж-4, Г-4). Воспитатель. Ребята, как вы думаете, понравиться ваза Паучку? /Ответы детей/. Предлагаю вам нарисовать вазы на открытках и подарить их. /Дети рисуют вазы, украшают их узорами/. Воспитатель. Пришёл Паучок к Девочке Дольке и подарил открытки с вазами, рассказал, что это ребята помогли ему нарисовать вазы. Она посмотрела на вазы и очень обрадовалась.
Развитие ребё нка-дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру – ведущую деятельность дошкольника. Факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, что доказывает наша практика применения игровой технологии в образовательном процессе детского сада.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича : Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
2. Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М. : ТЦ Сфера, 2015.