Ирина Балашова
Познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В. В. Воскобовича»
2018г.
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Публикация «Познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
.Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.
Актуальность: Наибольший эффект дети получают в интеллектуальном, математическом развитии при выполнении заданий, связанных с определенным предметным миром, с освоением приемов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Цель методики: Развитие познавательно – творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи: - Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.
Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза.
Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.
Поощрять у детей проявления самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.
Значение игр В. В. Воскобовича :
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений).
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Особенности развивающих игр В. В. Воскобовича :
1. Игры разработаны исходя из интересов детей.
2. Широкий возрастной диапазон.
3. Многофункциональность и универсальность.
4. Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
5. Методическое сопровождение.
6. Вариативность игровых заданий и упражнений.
Этапы освоения игр детьми:
1. Взрослый знакомит детей персонажами сказок. Подбирает игровые задания вместе с ними.
2. Дети осваивают основные игровые приёмы, приобретают навыки конструирования, выполняют задания требующие волевые умения, концентрации внимания.
3. Развивают творчество и самостоятельность. Дети самостоятельно изобретают игровые задания, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.
Мир игр В. В. Воскобовича многолик и разнообразен: это игры в математику, различные конструкторы и многое, многое другое. Что отличает игры Воскобовича от всех остальных? 1. Возрастной диапазон. Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей. Специфика его игр в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, что как раз и развивает ребенка и сам автор считает, что присутствие взрослого желательно детям до трех лет. После трех все зависит от родителей, если они хотят дать ребенку больше, должны быть все - таки рядом в этой сфере. Ребенок будет выполнять задания и сам, но присутствие рядом взрослого даст ему больше. 2. Многофункциональность. Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание. 3. Творческий потенциал. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, простое не способны. 4. Сочетание сказки и головоломки. Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты». Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес
Любая игра, а тем более игра, связанная со сказками, не обходится без любимых сюжетных героев.
Я занимаюсь данной темой, потому что считаю, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Изучив имеющийся материал по развивающим играм я поставила перед собой цель: "Использовать методику познавательно-творческого развития дошкольников посредством игр Воскобовича В. В., для обучения и интеллектуального развития детей".
Свою работу я разделила на несколько этапов: I этап. Провела родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми В. В. Воскобовича, заинтересовала их. А так как некоторых игр у нас не хватало, то родители с удовольствием приняли участие в их изготовлении («Черепашки», «Логоформочки»). С ними были проведены консультации на темы: «Что такое развивающие игры В. Воскобовича» и др., кроме консультаций еженедельно проводились индивидуальные беседы с родителями, в которых обсуждались индивидуальные успехи ребенка, его интересы, а так же проблемы и пути их совместного решения, родители получали рекомендации по дальнейшему сопровождению в саморазвитии ребенка, мы приглашаем родителей на открытые занятия, где они видят, как работают их дети, что умеют делать, что вызывает трудности. И в связи с этим получают рекомендации для занятий с детьми дома.
II этап, в группе был оформлен интеллектуально-игровой центр, это своего ряда виртуальный, несуществующий мир, его внешний вид зависит от фантазии и творчества педагога. На этом этапе дети знакомились с основными приемами, приобрели навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. В данном возрасте дети осваивали такие игры, как «Двуцветный квадрат», «Фонарики», «Черепашки». Я в группу поочередно вносила игры, говорила название игры, но не объясняла, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение. Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», я дала детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка. После презентации каждой игры, я знакомила детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. С помощью образов дети учились запоминать понятия, символы. Совершенствование игровых умений и навыков происходило в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности.
Я старалась побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. В группе были дети, которые ни с кем не общались, были замкнутыми, но благодаря, использованию игр в самостоятельной деятельности, ребята стали общаться со сверстниками, что способствовало социально – коммуникативному развитию дошкольников. Опираясь на знания и умения детей, мною были подобраны задания к играм.
III этап. В своей работе старалась использовать различные формы организации детского коллектива - совместную игровую деятельность детей и педагога, самостоятельную игру детей, использовала развивающие игры В. В. Воскобовича в организованной образовательной деятельности в познавательном развитии (по математике). А на этом этапе дети будут знакомится с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация, планирование своих действий, постоянное усложнение игр позволит мне поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе я больше уделяла внимание развитию творчества и самостоятельности. С играми Воскобовича, мне приходилось создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. Для меня очень важно было заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес.
Ожидаемым работы по данному направлению являются:
Развитие понятливости, умения анализировать, сравнивать.
Сформированы умения концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца.
Детьми легко различаются и называются цвета.
Формируется умение считать (в младшем возрасте в пределах 4).
Знание геометрических фигур.
Умение ориентироваться на плоскости.
У детей возникает желание помочь отстающим, формируется умение работать в команде. Качественная реализация данной методики невозможна без определения уровня развития детей. Естественно, чтобы отследить уровень результативности данной работы проводится мониторинг, позволяющий планировать работу на будущее.
Мой опыт показывает, что развивающие игры В. В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям и взрослым., они эффективно развивают психические процессы, происходит раннее творческое и интеллектуальное развитие детей. Игра- дело серьезное (хотя и веселое). Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича.
ЛИТЕРАТУРА:
• Т. Г. Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников. Сказки фиолетового леса (ранний и младший возраст)» - СПБ. : Детство-Пресс, 2012.