Татьяна Михайлова
Опыт работы «Развитие интеллектуально-творческих способностей посредством авторской методики: блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Условия возникновения и становления опыта
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности.
Публикация «Опыт работы „Развитие интеллектуально-творческих способностей посредством авторской методики: блоки Дьенеша“» размещена в разделах
Наша задача: в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа и семья.
В 2013 году Распоряжением Правительства была утверждена Концепция развития математического образования в РФ, целькоторой - вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивируемым процессом. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего, предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
Актуальность опыта работы
Анализ перспектив развития дошкольного образованияпозволил выявить проблемное поле в организации работы по обеспечению интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста:
недостаточное использование современных игровых развивающих технологий в работе с дошкольниками;
преобладание традиционных форм и методов организации ОД; преобладание репродуктивных форм организации ОД, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала воспитанника;
недостаточная осведомленность родителей в вопросах интеллектуально-творческого развития детей.
Новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску инновационных методов, позволяющих создать образовательную среду, построенную на основе технологий развивающего обучения, которая позволит сформировать у детей дошкольного возраста предпосылкик учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
На формирование данного опыта оказали влияние следующие факторы:
анализ федеральной и региональной нормативно – правовой базы дошкольного образования, программно-методического обеспечения ДОУ, анализ материалов профессиональной педагогической периодики, электронных методических ресурсов по интеллектуально-творческому развитию дошкольников;
опыт коллег, представленный на методических мероприятиях дошкольных работников Северного района;
профессиональная переподготовка по программе "Педагогика и методика дошкольного образования", ООО «Издательство «Учитель», г. Волгоград, 30.04.2016г. ;
личное активное участие в работе районных методических объединений, диссеминация опыта работы
Теоретическое обоснование
Свою работу я начала с изучения трудов отечественных и зарубежных педагогов. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К. Д. Ушинского. Подлинно научно-психологическое обоснование этой теории впервые дано в трудах Л. С. Выготского – выдающегося советского психолога – гуманиста. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». Интересна теория развивающего обучения в экспериментальных работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. А. других.
В процессе работы я выяснила, что современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагают разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. На мой взгляд, наиболее эффективной в данном направлении является авторская методика интеллектуально-творческого развития детей - логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком ЗолтаномДьенешем, для подготовки мышления детей к усвоению математики. Логические блоки помогают развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование); формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания); развивают умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов, а такжеразвивают познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Длительность работы над опытом
Работа по данной проблеме ведется мною третий год. Данный промежуток времени помог определить, а также спланировать работу по формированию интеллектуально-творческих компетенций и развитию познавательных процессов обучающихся ДОУ, внести коррективы, изменения по результатам диагностики, определить основные направления и задачи по теме, а также реализовать поэтапную их организацию.
Технология описания опыта
Целью опытаявляется повышение эффективности интеллектуально-творческой компетенции обучающихся путем создания развивающего образовательного пространства через использование авторской технологии развивающего обучения логические блоки Дьенеша, разработки и организации системы воспитательно-образовательной работы в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. Организация в группах РППС с позиции формирования ключевых компетентностей дошкольников через использование современных технологий интеллектуально – творческого развития.
2. Формирование у дошкольников основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование.
3. Формирование устойчивого интереса педагогов ДОУ к целенаправленному и системному использованию современных развивающих технологий в организации образовательного процесса с дошкольниками.
4. Включение родителей, участников образовательных отношений в совместную с детьми социально - значимую деятельность.
Практическое применение
На подготовительном этапе я проанализировала научно-методическую литературу по данной проблеме, провела диагностику имеющихся ресурсов на базе нашего ДОУ (на тот момент в дошкольном учреждении было достаточно дидактического материала по развивающим технологиям). Затем мною были разработаны основные мероприятия опыта, подготовлены соответствующие условия для ее реализации.
За основу в своей работе я взяла пособие Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками.
Систематическую работу с использованием логических блоков Дьенеша я начала с первой младшей группы. Для начала разработала перспективное планирование, картотеку дидактических игр по возрастам, внесла в развивающую среду группы наборы с блоками и альбомы к ним в соответствии с возрастом (Маленькие логики и Маленькие логики - 2). Поначалу дети просто знакомились с блоками, играли с ними. Спустя некоторое времястали использовать альбомы. Накладывая блоки на цветные изображения в альбоме, дети были в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные. В образовательной деятельности при изучении геометрических форм и сенсорных эталонов цветов дополняла конспекты в методичке «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Логические блоки использовала в сюжетно-ролевых играх как предметы заместители, подвижных играх как ориентиры и в индивидуальной работе по ФЭМП.
В начале реализации опыта была намечена работа с родителями. На основании анкетирования выяснилось, что они недостаточно осведомлены о современных методиках интеллектуально-творческого развития детей. Чтобы родители владели информацией по этому вопросу, провела родительское собрание, где представила их вниманию презентацию по работе с блоками Дьенеша. Также оформила папку - передвижку с материалом по работе с логическими блоками, консультацию на тему «Давайте вместе поиграем», где предложила разные варианты игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. При необходимости проводила индивидуальное консультирование родителей. По результатам диагностики к концу учебного года по образовательной области «Познавательное развитие» обследовался 21 ребёнок, результаты по группе были следующие: высокий уровень – 13 детей (62 %, средний уровень – 8 детей (38 %, низкий уровень – 0 детей (0 %).
Прежде чем продолжить работу с детьми во второй младшей группе устанавливала, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Для этого проанализировала результаты диагностики. По познавательному развитию в начале учебного года обследовалось 18 детей, результаты по группе были следующие: высокий уровень – 10 детей (56 %, средний уровень – 8 детей (44 %, низкий уровень – 0 детей (0 %). На основании «Журнала наблюдения» за каждым ребенком и в соответствии с результатами педагогической диагностики были разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка.
Ориентируясь на уровень развития ребенка, предлагала ему одну – две игры. Если он не справлялся, предлагала предыдущие по сложности игры. Проверив, таким образом, каждого ребенка, получала достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это давало возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.
Логические блоки Дьенеша продолжила использовать в различных видах деятельности: реализуя тему самообразования, в соответствии с циклограммой по понедельникам, в НОД по ФЭМП дорабатывала конспекты занятий В. П. Новиковой «Математика в детском саду», где темы перекликались с логическими блоками. Например при изучении геометрических фигур, понятий «большой»-«маленький», ориентировки в пространстве и т. д. Также использовала блоки в интегрированных занятиях, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности.
В организации совместной деятельностиприменяю постановку проблемной ситуации, мотивирую детей на дальнейшую работу, ставлю обучающие и развивающие задачи. Проводя совместную деятельность, выступаю равноправным партнером в общении с детьми.
В свободной игровой деятельности создавала условия для аппликации, так как блоки хорошо помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях. Продолжила их использовать как предметы заместители в сюжетно-ролевых и подвижных играх. Во второй младшей группе мы уже могли показать определенные результаты. Была проведена открытая интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша тему «В поисках Машеньки» в рамках районного семинара «Создание психолого-педагогических условий преемственности в образовании детей в ДОО и начальной школы». Также родители смогли принять участие в открытом занятии по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице» в рамках «Дня открытых дверей в ДОУ». Во второй младшей группе нами был реализован проект «Путешествие в сказку», цель которого закрепление представлений о свойствах предметов : цвет, форма, размер.
Считаю работу в данном направлении результативной, поэтому в рамках творческой лаборатории воспитателей района «Индивидуализация дошкольного образования: организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» подготовила и провела мастер-класс с педагогами дошкольных учреждений «Использование блоков Дьенеша в индивидуальной работе с детьми» (2016 год). В рамках «Фестиваля педагогических инноваций», который проводится ежегодно в нашем ДОУ, подготовила сообщение для педагогов района «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша».
Результативность деятельности по развитию логического мышления и совершенствованию творческих способностей детей с применением развивающих игр характеризуется позитивной динамикой изменения показателей. В конце года обследовались 20 детей, результаты были уже следующие: высокий уровень – 17 детей (85 %, средний уровень – 3 ребёнка (15 %, низкий уровень – 0 детей (0%).
В 2017-2018 учебном году совместно с В. А. Беспаловой мы начали реализовывать парциальную программу «Интеллектуалы», которая представляет систему творческих заданий с использованием современных развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, блоков Дьенеша, цветных палочек Х. Кюизенера, направленных на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста. Реализуется она в соответствии с образовательной программой ДОУ, циклограммой воспитательно – образовательной работы по понедельникам во вторую половину дня. Также я продолжаю дорабатывать конспектыВ. П. Новиковой в пособии «Математика в детском саду».
Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. Для этого создаю условия для самостоятельной деятельности детей, вношу в развивающую предметно - пространственную среду группы дидактические пособие «Цветные палочки Кюизинера», дидактический набор «Логические блоки Дьенеша», альбомы к ним по возрасту; интеллектуальные игры Никитина – кубики «Уникуб», «Сложи узор», «Кирпичики», «Цветные блоки», развивающие игры В. В. Воскобовича – комплект «Мини-Ларчик», математическая игра «Счетовозик», «Кораблик «Плюх-Плюх», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Логоформочки», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», планшет «Геоконт»; дидактические пособия, изготовленные совместно с родителями.
В этом году нами реализуется долгосрочный семейно-творческий проект «Игры с логическими блоками Дьенеша как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». В рамках проекта был проведенпрактикум для родителей «Игры с блоками Дьенеша и их роль в познавательной деятельности и развитии детей», где родители с удовольствием получили новую информацию об играх в соответствии с возрастом их детей. С целью установления доверительных отношений между всеми участниками образовательных отношений дети и родителиприняли активное участие в совместной развивающей детско-взрослой игре «Приключения в Сказочном лесу».
Итоги работы и их практическая значимость
За три года работы наблюдается положительная динамика по результатам проведенной диагностики интеллектуально-творческих способностей детей. (См. приложение)
Данные результаты подтверждают эффективность выбранных форм работы по совершенствованию процесса становления и развития у дошкольников и интеллектуальной и познавательной сферы. Дети научились выделять существенные признаки предметов, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрировать нестандартность мышления при выборе вариантов выполнения задания, проявлять инициативу при решении занимательных заданий.
Эти результаты показывают, что включение в процесс образовательной деятельности системы развивающих игр с использованием информационно -коммуникационных технологий плодотворно влияет не только на развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка. Полученные результаты подтверждают важность использования авторских методик интеллектуально-творческого развития дошкольников.
Я планирую в дальнейшем использовать логические блоки Дьенешаи, конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной форме работы с детьми.
Также разработанные мною методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогами ДОУ.
Список используемой литературы
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с. : ил.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М. : Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956.- 520с.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 127 с. : ил.
4. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). – СПб. : Акцидент, 1997. – 79с.