Татьяна Мазина
Консультация для родителей «Трудности, возникающие у детей с нарушением зрения и речи при поступлении в первый класс школы»
▼ Скачать
Трудности, возникающие у детей с нарушением зрения и речи при поступлении
в первый класс школы
МБДОУ № 2 г. Новороссийск детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.
А что же такое компенсация?
Публикация «Консультация для родителей „Трудности, возникающие у детей с нарушением зрения и речи при поступлении в первый класс школы“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Домоводство, СБО, труд
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Компенсация- это процесс перестройки функций организма, направленный на исправление нарушений развития на основе замещения., выравнивания в развитии и поведении ребенка. Для успешной компенсации необходимо развивать высшие психические функции – восприятие, внимание, мышление, речь ребенка., расширять его сферу общения.
Роль органического недостатка (в данном случае мы говорим о зрительной недостаточности) в процессе развития и формирования личности двойственна :
Во-1. Дефект – есть минус, ограничение, слабость, умаление развития.
Во-2. Именно потому, что дефект создает трудности, он же стимулирует повышенное, усиленное движение вперед.
Всякий дефект создает стимул для выработки компенсации и недостаточность одной способности
возмещается другой способностью, принимая на себя выполнение поставленной задачи т. е. происходит повышение психической энергии ребенка. Очень важна реакция самого ребенка в ответ на трудность,
с которой он сталкивается и которую он стремится обойти или преодолеть. Из слабости возникает сила, из недостатка – способности.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. 80 % всей
информации из окружающего мира поступает через зрение. Развитие высших форм познавательных процессов у детей с недостатками зрения проявляется в их поведении : дети проявляют раздражительность, когда плохо видят предмет или его изображение, иногда они становятся пассивными и безразличными, что отрицательно сказывается на обучении, общении их с другими людьми. Недостаточность зрительного восприятия оказывает отрицательное влияние на психологическое развитие ребенка : замедлены процессы восприятия,запоминания, затруднены мыслительные операции, проявляется рассеянное внимание.
Речевое общение помогает развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, учит взаимодействию человека с человеком во всех видах деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Средства общения подразделяются на 2 группы : неречевые и речевые.
Невербальное общение это язык поз, жестов, мимики, интонации, голоса, темпа речи, смеха, плача, радости,
огорчения- т. е. все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.
Расплывчатое восприятие предметов, эмоций лиц людей, артикуляции людей в процессе речевого акта приводит ребенка к несформированности возрастных
норм речи. Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей : речь начинает развиваться позже и это ведет к тому, что достигнув школьного возраста, ребенок не
освоил владение родным языком в том объеме, который необходим для успешного школьного обучения.
Поскольку ребенок визуально не наблюдает артикуляцию говорящего, не имеет четкого образа движения губ во время разговора, в результате этого у него снижается способность к подражательной деятельности в процессе обучения речи, что задерживает формирование речи и ее качество, а так же самоконтроль своей собственной речи.
Одной из особенностей ребенка с нарушением зрения является трудность в соотнесении слова и предмета, который ребенок неясно видит. В результате чего происходит некоторый разрыв между предметом и словом, его обозначающим. Чтобы пополнить и обогатить знания детей о предметах окружающего мира необходимо обследовать предметы не только с помощью зрительного анализатора, но и с помощью тактильного анализатора, ощупывая части предметов, называя их, подбирая слова признаки. Учить ребенка отвечать на вопросы: Что это? Для чего нужен этот
предмет? Какой он? Какие части есть у этого предмета? Для чего люди пользуются им? и т. д. В результате мы обогатим опыт ребенка, знания о предметном мире, пополним его словарный запас, научим коммуникации, диалогу.
Овладевая речью, усваивая родной язык, ребенок совершает прорыв в сферу человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери утверждал, что «Самой большой роскошью на земле является роскошь человеческого общения «.И научить каждого ребенка полноценным навыкам общения наша общая задача.