Ольга Брюханова
Шипящие согласные звуки: особенности произношения и коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Шипящие звуки относятся к группе переднеязычных звуков, их образование происходит при поднятии передней части языка к твердому небу. При этом воздушный поток направляется вдоль средней линии языка и встречает препятствие в виде зубов и губ.
Звуки [ш] и [ж] являются звонкими, [ч] и [щ] — глухими.
Каждый из этих звуков требует определенного положения языка, губ и направления воздушного потока.
[Ш] — язык слегка поднимается к твердому небу, губы немного вытянуты вперед.
[Ж] — аналогично звуку [ш], но с участием голосовых связок.
Публикация «Шипящие согласные звуки: особенности произношения и коррекции» размещена в разделах
[Ч] — передняя часть языка касается верхних зубов, создавая преграду для воздушного потока.
[Щ] — язык поднимается выше, чем при [ш], с сильным трением воздушного потока.
Причины нарушений произношения шипящих звуков
Причины нарушений произношения шипящих звуков у детей могут быть разнообразными:
Фонетико-фонематические нарушения: Неправильное восприятие звуков может приводить к их искажению в речи.
Мышечная слабость: Недостаточное развитие мышц языка и губ может затруднять правильное произношение.
Неправильное положение зубов: Нарушения прикуса могут влиять на артикуляцию шипящих звуков.
Подражание: Дети могут перенимать неправильное произношение от взрослых или сверстников.
Билингвизм: У детей, которые говорят на нескольких языках, могут возникать трудности с различием шипящих звуков.
Методы коррекции
Для успешной коррекции произношения шипящих звуков важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и подходить к процессу комплексно. Основные этапы коррекции включают:
Диагностика: Определение конкретных проблем в произношении шипящих звуков. Логопед проводит обследование, выявляет, какие звуки нарушены и в какой степени.
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для развития мышц языка и губ. Например, упражнение «Горка» помогает развивать подъем языка, что важно для правильного произношения звуков [ш] и [ж].
Постановка звука: Начинается с работы над изолированным звуком. Логопед помогает ребенку почувствовать правильное положение языка и губ, контролируя воздушный поток. Например, для постановки звука [ш] ребенок учится приподнимать язык к небу и направлять воздушный поток.
Автоматизация звука: После того, как звук произносится правильно в изоляции, важно научить ребенка использовать его в словах, фразах и предложениях. Постепенно усложняются задания, переходя от произнесения звука в слогах к более сложным речевым конструкциям.
Дифференциация звуков: Важно научить ребенка различать шипящие звуки между собой, а также отделять их от сходных по артикуляции звуков, таких как [с] и [з]. Например, можно использовать игры на различие звуков или упражнения на слуховую дифференциацию.
Закрепление навыков в речи: На заключительном этапе работа направлена на то, чтобы ребенок уверенно использовал правильное произношение в повседневной речи. Это может включать рассказывание историй, чтение стихов, участие в диалогах.
Советы для родителей
Родители играют важную роль в процессе коррекции произношения шипящих звуков у ребенка. Вот несколько рекомендаций:
Регулярные занятия: Помогайте ребенку выполнять упражнения, предложенные логопедом. Регулярная практика способствует быстрому усвоению правильного произношения.
Создание речевой среды: Обращайте внимание на правильное произношение в повседневной речи. Привлекайте ребенка к играм, связанным с произнесением шипящих звуков.
Поощрение и поддержка: Важно поддерживать ребенка, поощрять его за успехи, чтобы он чувствовал уверенность в своих силах.
Коррекция произношения шипящих звуков — это важный этап в развитии речи ребенка. Правильное и своевременное вмешательство со стороны логопеда, а также активное участие родителей помогут ребенку освоить сложные звуки и уверенно использовать их в речи.
Систематическая работа над артикуляцией, внимание к деталям и позитивный настрой обеспечат успешный результат.