МААМ-картинки

Шипящие согласные звуки: особенности произношения и коррекции

Ольга Брюханова
Шипящие согласные звуки: особенности произношения и коррекции

Шипящие звуки относятся к группе переднеязычных звуков, их образование происходит при поднятии передней части языка к твердому небу. При этом воздушный поток направляется вдоль средней линии языка и встречает препятствие в виде зубов и губ.

Звуки [ш] и [ж] являются звонкими, [ч] и [щ] — глухими.

Каждый из этих звуков требует определенного положения языка, губ и направления воздушного потока.

[Ш] — язык слегка поднимается к твердому небу, губы немного вытянуты вперед.

[Ж] — аналогично звуку [ш], но с участием голосовых связок.

[Ч] — передняя часть языка касается верхних зубов, создавая преграду для воздушного потока.

[Щ] — язык поднимается выше, чем при [ш], с сильным трением воздушного потока.

Причины нарушений произношения шипящих звуков

Причины нарушений произношения шипящих звуков у детей могут быть разнообразными:

Фонетико-фонематические нарушения: Неправильное восприятие звуков может приводить к их искажению в речи.

Мышечная слабость: Недостаточное развитие мышц языка и губ может затруднять правильное произношение.

Неправильное положение зубов: Нарушения прикуса могут влиять на артикуляцию шипящих звуков.

Подражание: Дети могут перенимать неправильное произношение от взрослых или сверстников.

Билингвизм: У детей, которые говорят на нескольких языках, могут возникать трудности с различием шипящих звуков.

Методы коррекции

Для успешной коррекции произношения шипящих звуков важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и подходить к процессу комплексно. Основные этапы коррекции включают:

Диагностика: Определение конкретных проблем в произношении шипящих звуков. Логопед проводит обследование, выявляет, какие звуки нарушены и в какой степени.

Артикуляционная гимнастика: Упражнения для развития мышц языка и губ. Например, упражнение «Горка» помогает развивать подъем языка, что важно для правильного произношения звуков [ш] и [ж].

Постановка звука: Начинается с работы над изолированным звуком. Логопед помогает ребенку почувствовать правильное положение языка и губ, контролируя воздушный поток. Например, для постановки звука [ш] ребенок учится приподнимать язык к небу и направлять воздушный поток.

Автоматизация звука: После того, как звук произносится правильно в изоляции, важно научить ребенка использовать его в словах, фразах и предложениях. Постепенно усложняются задания, переходя от произнесения звука в слогах к более сложным речевым конструкциям.

Дифференциация звуков: Важно научить ребенка различать шипящие звуки между собой, а также отделять их от сходных по артикуляции звуков, таких как [с] и [з]. Например, можно использовать игры на различие звуков или упражнения на слуховую дифференциацию.

Закрепление навыков в речи: На заключительном этапе работа направлена на то, чтобы ребенок уверенно использовал правильное произношение в повседневной речи. Это может включать рассказывание историй, чтение стихов, участие в диалогах.

Советы для родителей

Родители играют важную роль в процессе коррекции произношения шипящих звуков у ребенка. Вот несколько рекомендаций:

Регулярные занятия: Помогайте ребенку выполнять упражнения, предложенные логопедом. Регулярная практика способствует быстрому усвоению правильного произношения.

Создание речевой среды: Обращайте внимание на правильное произношение в повседневной речи. Привлекайте ребенка к играм, связанным с произнесением шипящих звуков.

Поощрение и поддержка: Важно поддерживать ребенка, поощрять его за успехи, чтобы он чувствовал уверенность в своих силах.

Коррекция произношения шипящих звуков — это важный этап в развитии речи ребенка. Правильное и своевременное вмешательство со стороны логопеда, а также активное участие родителей помогут ребенку освоить сложные звуки и уверенно использовать их в речи.

Систематическая работа над артикуляцией, внимание к деталям и позитивный настрой обеспечат успешный результат.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги» Цель: изучение звука [М]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»;.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Шипящие согласные звуки: особенности произношения и коррекции
Опубликовано: 20 октября 2024 в 14:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Шипящие согласные звуки: особенности произношения и коррекции» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Брюханова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД