Наталья
Информационно-творческий проект в средней группе «Шестиногие малыши-насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
МБДОУ №176 «Маленькая страна»
Краткосрочный Информационно-творческий проект в средней группе «Шестиногие малыши-насекомые»
Выполнили: Марусейченко О. Н., Мурадян Н. В.
Май 2018г.
Публикация «Информационно-творческий проект в средней группе „Шестиногие малыши-насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Актуальность проекта Насекомые – самая многочисленная группа животных. Детям всегда интересно смотреть на полет пчелы, порхание бабочки, рассматривать божью коровку, сидящую на листе растения. Детям хочется узнать - почему пчела кружит над цветком, как появляется бабочка, чем питается божья коровка. Проект познакомит детей с этой группой животных и их жизнью, научит правильному отношению к ним.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Цель проекта :
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Шестиногие малыши - насекомые».
Задачи проекта :
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Дать детям понять, что все живые существа на земле тесно взаимосвязаны друг с другом.
Воспитывать бережное отношение к живому.
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Участники проекта
(возраст детей) Воспитатель, дети (3-4 года, родители
Сроки реализации проекта 1 неделя
Тип проекта Информационно-творческий
Материально-техническое
Оснащение: магнитофон, ноутбук, подбор наглядного материала
Продукт проектной деятельности -изготовление коллективной работы «Цветочная поляна с шестиногими малышами»
Формы реализации проекта - Непосредственно - образовательная деятельность
- Беседы с детьми
- Рассматривание иллюстраций
- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
- Работа с родителями: консультация «Первая помощь при укусах насекомых», творческо-продуктивная совместная деятельность родителей и детей «Бабочка –Красавица».
Методы проекта Игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием)
Наглядный (наблюдение, демонстрация наглядных пособий)
Словесный (беседа, рассказ педагога, рассказ детей)
Практический (упражнения, создание продукта)
Поэтапная деятельность по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности. Предполагаемые образовательные результаты проекта -Дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);
-Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);
-Знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
-Находят сходства и различия;
-Владеют обобщающим понятием «насекомые».
Перспектива проекта (возможный выход проекта на новый уровень, его дальнейшее развитие) С целью повышения интереса к насекомым, необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность
Беседа на тему «Шестиногие малыши. Насекомые»
Цель: расширить и уточнить представления детей о насекомых воспитывать любознательность вызвать интерес к теме недели.
Ход беседы:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть наглядное пособие с изображением насекомых.
- Кого вы видите перед собой? (глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают). Жук, бабочка, пчела, комар, муравей, кузнечик - это насекомые.
Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое. Затем воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры про насекомых.
Подвижная игра «Поймай пчелку»
Количество игроков: любое. Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек. К верёвочке привязывают - "пчелку" (игрушку). Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "пчелка" находилась на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается дотронутся до пчелки ладонями.
Театрализованная игра «Превращения»
Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два — вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з», пчеле («ж-ж-ж», мухе («з-з-з», шмелю («ж-ж-ж»).
Беседа на тему
«Насекомые. Правила поведения при встрече с ними»
Цель: знакомить с правилами поведения в природе (как вести себя при встрече с насекомыми).
Ход беседы:
- Каких насекомых вы ребята знаете? Когда появляются насекомые? Где они живут? Чем могут быть опасны насекомые? Как вести себя при встрече с ними?
Воспитатель читает стихотворение М. Бородицкой
Меня ужалила пчела,
Я закричал: “Как ты могла!”
Пчела в ответ:
“А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь мне он был ужасно нужен:
Я берегла его на ужин!”
Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Нельзя ловить и убивать насекомых.
-Ребята, вам понравилось стихотворение? А почему не надо трогать и обижать насекомых (Они живые) Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат.
Затем воспитатель вместе с детьми выполняет логоритмическое упражнении «Насекомые над лугом»
- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
- Зу-зу-зу, - комар пищит.
- Уф-уф-уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед.
Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.
П/игра
«Пчелы и шмели».
- Девочки будут пчелками, будут жить в улье, вот здесь (картинка улья). Когда мы их позовем, они будут летать вокруг цветов, собирать в цветочках мед и жужжать: ж – ж – ж. А мальчики будут шмелями, будут жить в норках, вот здесь (картинка норки). Когда мы их позовем, будут летать тоже, собирать мед и говорить: з – з – з. Если пойдет дождик, надо быстро спрятаться к себе в домик.
- Молодцы, все были внимательными пчелками и шмелями. Молодцы ребята!
Подвижная игра: «Мы комарики»
Дети-комарики бегают под звуки бубна. С окончанием звучания останавливаются. Воспитатель читает стихотворение.
Сел комарик на кусточек,
На еловый на пенёчек, Дети садятся на стульчики, расставленные по группе.
Свесил ножки под листочек. Раскачивают ножками.
Спрятался! Прячутся за платочек (заранее приготовленный, висит на спинке стула).
Входит воспитатель с куклой-лягушкой или в соответствующей шапочке. Говорит: «Где же комарики? Я их сейчас найду!» Ищет детей. Уходит. Игра повторяется.
Наблюдение за насекомыми на прогулке
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на бабочек, которые порхают с цветка на цветок. Отмечает и сообщает детям, что бабочка умеет складывать свои крылышки, и что если потрогать крылья бабочки пальцами, то она может уже больше не полететь, потому что на ее крылышках сотрется тоненькая пыльца, и они будут болеть.
Воспитатель призывает детей не ловить бабочек, а любоваться ими. Затем предлагает детям понаблюдать за насекомыми в траве; рассмотреть их внешний вид, как передвигаются. Воспитатель просит детей, которые найдут божью коровку, взять ее на ладошку и прочитать закличку: «Божия коровка, улети на небо, принеси нам хлеба: черного и белого, только не горелого!»
Дидактические игры
«Четвёртый лишний»
Кто лишний, объясните свой выбор:
заяц, ёж, лиса, шмель;
ворона, паук, ласточка, воробей;
бабочка, стрекоза, медведь, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
пчела, стрекоза, волк, бабочка;
таракан, муха, пчела, береза;
ромашка, кузнечик, пчела, божья коровка.
«Кто что умеет делать»
Цель. Расширять и активизировать глагольный словарь.
Материал. Картинки с изображением насекомых.
Ход игры
На наборное полотно выставляют картинки с изображением насекомых. Воспитатель рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).
Например:
Бабочка, что делает? (Летает, порхает)
Гусеница, что делает? (Ползает, ест, прячется)
«На полянке»
Цель. Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
Материал. Картинки с изображением цветка, листочка и насекомых.
Ход игры
На доске выставляются картинки с изображением цветка и листочка.
Детям раздаются изображения насекомых. Воспитатель просит разместить насекомых на доске: посадить бабочку на цветок, жука – под листок и т. д.
Актуальность проблемы:
Детей привлекают яркие, двигающиеся насекомые, но что они из себя представляют и как с ними обращаться дети не знают.
Цели:
- расширение кругозора по данной теме;
- формирование интереса к исследовательской деятельности;
- развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание внимательного и бережного отношения к природе.
Задачи:
- расширить представления детей о насекомых, формировать понятие «насекомые»;
- познакомить с отличительными особенностями строения и появления насекомых;
- показать роль насекомых в природе и их взаимосвязь с другими представителями живой природы;
- учить рассматривать и сравнивать разных насекомых, наблюдать их в природе;
-развивать наблюдательность и любознательность;
- пробуждать интерес к живой природе, через интерес к насекомым;
-показать хрупкость и беззащитность живой природы перед человеком;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе (к её представителям -насекомым);
- расширять и активизировать словарный запас (насекомые, прыгают, ползают, перелетают, собирают нектар,кусают, защищают, откладывают яица, гусеница, куколка, красивые, полезные, вредные, ядовитые, голова, грудь, брюшко, жало)
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный:
- выявление проблемы и интереса к теме;
- изучение и подбор материала (литература, иллюстрации, музыка).
2. Основной-планирование:
-особенности внешнего вида и строения;
-условия жизни;
-роль в природе;
-охрана и бережное отношение к насекомым.
3. Проживание:
-наблюдения за насекомыми на прогулках
-рассматривание и сравнение
-беседы:«Кто такие насекомые», «Как появляется бабочка», «Дружат пчёлка и цветок» или «Зачем нужны насекомые»;
-отгадывание загадок, чтение стихов и рассказов;
-дид. игры: «Собери картинку», «Дорисуй бабочку», «Третий лишний», «Найди по описанию»;
-музыкально-подвижная игра «От цветка к цветочку бабочки летают;
-игра- имитация, игра-перевоплощение «Я боюсь осу», «Я -бабочка, Я- кузнечик»;
-слушание муз. произведений: Шуман «Бабочки»,Римский –Корсаков «Полёт шмеля», песня «Прилетела к нам оса, «Не дразните собак»;
-подв. игры: «Медведь и пчёлы», «Поймай комара», «Бабочка, гусеница,кузнечик»;
-продуктивная деятельность:рисование «Бабочка-красавица»
, лепка «Божья коровка», «Бабочка»
4. Заключительный:
-выставка рисунков и поделок;
-коллективная работа «Цветочная поляна с шестиногими малышами».
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Муха – цокотуха», рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, слушание аудиозаписи со звуками насекомых. Наблюдение за насекомыми в весенний период на прогулках. Подбор музыкального сопровождения совместно с музыкальным руководителем. Отгадывание загадок о н3. Заключительная часть занятия:
Цель: Способствовать формированию у детей умения рисовать ватными палочками, губкой.
Методы и приё мы: показ приёмов рисования бабочки.
Воспитатель сообщает детям о том, что они познакомились с жителями полянки.
Жук- рогач принёс от жителей подарки (раскраски с изображение бабочек)поблагодарите насекомых за гостеприимство и подарки. А нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Сели на автобус, поехали.
Воспитатель сообщает детям, что они вернулись в детский сад. Спрашивает у детей где были, кого видели. Выслушивает ответы детей.
Воспитатель предлагает раскрасить бабочек.
Воспитатель показывает приём рисования. Ватной палочкой нанести точки на рисунок, а поролоновой губкой кружочки. С начало макаем губку в гуашь, потом наносим на рисунок. Также поступаем с ватной палочкой.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает готовые рисунки, спрашивает, всё ли получилось.
Результативный этап:
Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Благодаря этому проекту дети узнали, как нужно обращаться с насекомыми. В результате работы над проектом у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Дошколята хотят еще больше получать информацию о насекомых. Дети были очень довольны. Больше всего им нравилось лепить, рисовать и делать поделки прямо на улице. Большой восторг вызывали подвижные игры, т. к. шапочки для игроков они делали совместно с воспитателем. Некоторые дети с большим желанием воспроизводили услышанные произведения в театрализации. Но самое главное восхищение детей было видеть свои работы на выставке. Они просили сходить на выставку каждый день, с гордостью показывали на свои творческие работы, и совместные работы с родителями. Благодаря этому проекту, жизнь в детском саду была насыщенной интересной деятельностью, прогулками и положительными эмоциями. Дети многое узнали.
«Список используемой литературы»
1. Аллаярова Р. Ф. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу//Дошкольная педагогика. –2011.– № 6.–С. 27–28.– План работы на экологической тропе в средней группе.
2. Аллаярова Р. Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педагогами по ознакомлению средних дошкольников с природой родного края [ДОУ «Олененок» г. Новый Уренгой]/ Р. Ф. Яллаярова, О. А. Василихина//Дошкольная педагогика. – 2014.–№ 6.–С. 23–26.– Рекомендации эколога для педагогов средней группы; Примерное программное содержание работы по циклу занятий «Времена года».
3. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников//Дошкольная педагогика. –2012.– № 1.–С. 10–12.– Классификация игр.
6. Афимьина В. С. Маленькие экологи: Занятия: Средняя группа группа//Ребенок в детском саду. –2014.– № 6.–С. 53–59.