Александра Кремнева
Шесть стадий сенсомоторного развития ребенка по Ж. Пиаже
▼ Скачать + Заказать документы
1. Шесть стадий сенсомоторного развития ребенка по Ж. Пиаже.
Пиаже разделил сенсомоторный период на шесть достаточно выраженных стадий, кратко описанных в таблице:
стадия Возраст, месяцы Характерные признаки
1 0-1 Упражнение рефлексов: сосание, хватание, смотрение, слушание
Публикация «Шесть стадий сенсомоторного развития ребенка по Ж, Пиаже» размещена в разделах
2 1-4 Адаптация основных сенсорных и моторных структур
3 4-8 Развитие стратегии продления интересных впечатлений
4 8-12 Действия становятся более преднамеренными; возможен недолгий поиск спрятанных предметов
5 12-18 Активное исследование методом проб и ошибок («маленький ученый»)
6 18-24 Мысленное представление действия перед его совершением; использование умственных комбинаций
Сенсомоторный период развития по Пиаже – до 2-х лет. Ребенок познает мир в рамках той физической активности, которую он может осуществить. Младенцы конструируют свои представления об окружающей среде посредством собственных действий. Непосредственное восприятие младенца не способно представить адекватную информацию о мире. Структура восприятия задается формой выполняемой ребенком деятельности. Сенсомоторная стадия делится на 6 субстадий :
1) Рефлексы – до 6 недель. Например, сосание.
2) Первичные циркулярные реакции – первичные навыки. От 6 недель до 4 мес. Например, сосание большого пальца.
3) Вторичные циркулярные реакции – целенаправленное поведение. 4-9 мес. Например, протягивание руки под контролем зрения. Появляется иерархическая интеграция паттернов действия, сформировавшихся к этому времени. Интерес смещается – от повторения действия ради него самого к изучению его последствий. Цель: повторение последствий от действия. Циркулярная реакция завершается при достижении цели.
4) Координированные вторичные циркулярные реакции – дифференциация средств и целей в произвольных актах. 9-12 мес. Например, поиск спрятанного объекта. Сложное действие не просто завершается достижением цели, а само по себе становится целенаправленным, скоординированным ради достижения цели.
5) Третичные циркулярные реакции – применение знакомых средств для новых целей. 12-18 мес. Например, сидя в ванне, ребенок выжимает воду из губки, выливает воду из банки, изучает падение воды в разных условиях. Важно не продлить заинтересовавшее событие, а видоизменить его, чтобы достичь лучшего его понимания. Выбрасывание предметов из коляски – проследить за траекторией и узнать меру родительского терпения.
6) Репрезентация – ментальная комбинация средств и целей – открытие (по типу инсайта) новых средств в ходе активного эксперимента. Ребенок, начавший ходить, уже имеет представление об объекте, пространстве, времени и причинности. С 18 месяцев. Например, ребенок притягивает к себе предмет при помощи палочки. Репрезентация – презентированная реальность самому себе. Начинает проявляться в отсроченном подражании, игре «понарошку» и в развитии речи. Становление «символ. функции» — качественный переход к новой стадии развития, завершение сенсомоторной стадии.
Современные исследователи считают, что младенцы воспринимают сложные свойства объектов задолго до появления у них способности конструировать эти свойства с помощью собственных действий. Однако наблюдения Пиаже, которые касались типичных форм поведения младенцев (отсутствие поиска спрятанного объекта до достижения возраста стадии 4 и ошибки поиска на стадии 4 подтвердились в современных исследованиях. Даже если младенцы и воспринимают реальность адекватно, то получаемая информация не помогает им найти спрятанные объекты. Современные исследователи считают, что Пиаже прав в том, что на 4-ой стадии младенцы приобретают способность согласовывать 2 ряда последовательных действия, при нахождении спрятанного объекта: держать в уме спрятанный объект и дотянуться, схватить и снять покрывало, дотянуться и схватить объект.