Вера Павловна Иваньшина
«Шаги к чтению». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
…чтение – это окошко в мир,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
В. А. Сухомлинский
Какое место в семейном воспитании детей дошкольного возраста занимает чтение? Значение художественной литературы – воспитательное, познавательное, эстетическое – в развитии личности ребенка велико. Книга обогащает мир ребенка, делает его интересным, полным необычных открытий, новых знаний.
Публикация «„Шаги к чтению“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Сегодня отмечают заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков. Это связано с тем, в частности, что свободное время дети отдают не общению с книгой, а просмотру телевизора, компьютеру. Подлинная художественная литература сегодня заменена "суррогатами" массовой культуры. Специалисты отмечают, что если привычка к чтению не сформирована в детстве, шансы стать развитым читателем невелики.
Что же делать, чтобы ребенок полюбил книгу, тянулся к ней, ждал "праздника ума и души" от встречи с нею?
Педагоги рекомендуют знакомить ребенка с книгой как можно раньше – начать до того, как он сам научится читать. Чтение может стать увлекательным видом общения родителей со своим ребенком, если доставляет удовольствие и исполнителю и слушателю.
Обычно дети любят книжки с большими яркими картинками, черными буквочками, по которым им читают что-то веселое и красивое. Помимо познавательной стороны (это мышка, это волк, ребенок приобщается к искусству: знакомится с ритмом, музыкальностью, интонацией художественного произведения. Чтение должно быть эмоциональным, чтобы удерживать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшие по объему тексты с динамическим сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и быстрому запоминанию.
Слушая книгу в первый раз, ребенок младшего дошкольного возраста следует прежде всего за сюжетом. Повторное чтение помогает извлечь новые идеи и смысл.
С ребенком старшего дошкольного возраста после прочтения нужно побеседовать по содержанию произведения, подвести к правильной оценке поступков, качеств героев, можно придумать продолжение, нарисовать картинку.
К сожалению, ушла в прошлое замечательная традиция семейного чтения вслух, когда вся семья вечером собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. Если мама, папа, бабушка, дедушка высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы – эмоциональное воздействие чтения неизмеримо больше.
Расширяйте читательский кругозор дошкольника, знакомьте его с произведениями разных жанров и стилей, детской классической русской и зарубежной литературой. Сегодня прилавки магазинов завалены яркими броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но их содержательная сторона, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, но и обедняет духовный мир ребенка. Часто эти книги оформлены в стиле диснеевского мультфильма или куклы Барби, а иной раз заселена уродцами. При выборе книг отдавайте предпочтение иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов максимально реалистично. Поищите на полках магазинов книги с работами признанных мастеров книжной графики: Васнецова, Сутеева, Лебедева, Конашевича, Чарушина и других, чьи иллюстрации вошли в золотой фонд произведений детской художественной литературы.
Хорошо, если в доме хранятся детские книги от поколения к поколению. Это классика: сказки народов мира, Пушкин, Андерсен, "Буратино", "Маугли", стихи Чуковского, Маршака, Барто и др. Читаешь их, привыкаешь к чтению – и жизнь наполняется новыми красками, приключениями, добрыми друзьями, и жить становится интереснее.
Детские книги семейной библиотеки хранятся от поколения к поколению
Вера Иваньшина, воспитатель МБДОУ д/с с. Ярымово