Валентина Михалёва
Семинар-практикум для родителей «Первые шаги по дороге в школу» в рамках семейного клуба по подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар- практикум «Первые шаги по дороге в школу»
Цель: Формирование активной педагогической позиции родителей; повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению путем создания «портрета» первоклассника.
Задачи:
• Познакомиться и обсудить точки зрения родителей, педагогов на роль семьи в предшкольный период жизни;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Первые шаги по дороге в школу“ в рамках семейного клуба по подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
• Информировать родителей о значимости типов школьной готовности для успешного обучения в начальной школе;
•Вовлечь родителей в процесс воспитания своих детей через игровую деятельность.
Ход семинара
При входе в зал психолог раздает элементы разрезных картинок школьных принадлежностей. Родители делятся на команды,собирая рисунок, рассаживаются за столы.
1. Определение степени беспокойства родителей по данной теме
Психолог. Тема нашего семинара выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей.
Предлагаю родителям выполнить задание : определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор.
( на столах лежат полоски:
• черная полоска- сильное беспокойство;
• синяя полоска- умеренное беспокойство
• красная полоска- ощущение радости, чувство уверенности)
От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?
(Высказывания родителей.)
Психолог. Чтобы постараться разобраться во всех наших проблемах и вопросах поданной теме, сегодня мы открываем школу для родителей. (Звенит звонок).
2. Работа с информационным стендом
Психолог. Уважаемые родители, закончите предложение предложенными вариантами «Готовность своего ребенка к школе я рассматриваю…» Обоснуйте свой выбор или дополните суждения своими формулировками.
Варианты: Как период прохождения ребенком разного рода испытаний.
•Как период смены ребенком образа жизни.
•Как обычный период детства. (Ответы родителей).
Психолог. Обратите внимание на информационный стенд. Психолого- педагогический феномен «Готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности. Ответьте, опираясь на информационный стенд, из каких типов готовности она состоит? Я вам помогу: физическая… психологическая, педагогическая. (Приложение № 1) (Эта информация находится на протяжении всего семинара)
3. Урок валеологии (звенит звонок)
Психолог. Первый урок валеологии (Физический тип готовности) .
Особое внимание хочется обратить на вопросы здоровья. Чаще всего родители говорят о сохранении здоровья, реализации потребности ребенка в движении, укреплении организма, но мало кто знает, что физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а так же помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях.
Скажите, пожалуйста, если ребенок физически ослаблен, какие трудности он будет испытывать?
• Задание: составьте примерный режим дня для первоклассника.
Психолог. К физической готовности относится развитие мелких групп мышц. Помогите, пожалуйста, назовите приемы, которые помогают развивать кисти рук, ручную умелость.
Показ прописей дошкольников для подготовки руки к письму.
* Задание для родителей : графический диктант, рисование двумя руками одновременно, кинезиологические упражнения. (А. Л. Сиротюк)
4. Перемена. Закончи предложение
Звенит звонок. Перемена. (кидаем мяч «Закончи предложение»)
Психолог поочередно кидает мяч одному из родителей и предлагает закончить предложенную фразу.
Варианты фраз:
1. С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы…
2. С началом школьной жизни ребенок все больше становится…
3. Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит…
4. Главное в учебной деятельности ребенка- это…
5. Готовность своего ребенка к школе я оцениваю по тому, как…
6. В моем понимании, хорошо учиться- это…
5. 2 урок. Урок чтения. (Психологическая готовность)
Психолог. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных на нашей схеме. (Обращает внимание на информационный стенд.
Мотивационная готовность.
Психолог. А теперь давайте немного обратимся к поэзии. Определите, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, говориться в следующих примерах :
Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной-
Дорога становится длинной- предлинной!
А если в корзине пылает малина-
Еще тяжелее бывает корзина.
Бежит, извиваясь, лесная дорожка.
С корзиной малины шагает Сережка.
«Приду я- и маме отдам всю малину.
И скажет мне мама : «Бери половину!»
Зачем же мне всю-то корзину нести?
Свою половину я съем по пути.
И правильно! Вмиг полегчала корзина!
Психолог. Как вы считаете, нужно ли ребенку учиться удерживать цель деятельности?
Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву? Как вы помогаете ребенку в этом?
Психолог. Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т. е. ребенок должен ответить себе на вопрос «Ради чего я буду это делать?» Он решает, как ему поступить- как хочется или как можно. Если ребенок понимает, какую пользу принесут его действия.
Скажите, пожалуйста, какими формами работы, можно помочь ребенку в формировании положительной школьной мотивации? (Ответы родителей : беседы, сюжетно-ролевые игры, поход в школу, чтение литературы).
6. Перемена Игра «Кто чему хочет научиться в школе?»
7. Урок общения
Коммуникативная готовность.
Задание: инсценировать стихотворения
В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга, Зайчик и Ёжик
Как- то, они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул,
Заяц качели к себе потянул.
Заяц: «Я первый!»
А Ё жик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся:
«Значит, ты Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Обсуждение проблемы, поиск путей решения (Ответы родителей)
Психолог. Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с весёлым концом, когда Зайчик и Ёжик договорились.
В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга, Зайчик и Ёжик.
Как- то, они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул,
Заяц качели к себе потянул.
Заяц сказал: «Покачаю тебя,
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Какой тип готовности к школе должен быть сформирован, чтобы преодолеть эту ситуацию? Правильно, коммуникативный. Умение войти в детский коллектив, устанавливать контакт с учителем, сохранять чувство дистанции.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться понять его. Вы как первые и самые важные учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, а для этого запомните следующее:
• Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь- в- точь, как его отец!»
* Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение- это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от неё. Главное, чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.
8. Урок самостоятельности. Эмоционально-волевая готовность.
Утром я проснулся сам,
Утром я оделся сам,
А потом умылся сам,
Съел свой завтрак тоже сам.
Днем я прогулялся сам.
И домой вернулся сам.
Дома поиграл я сам,
Книжку почитал я сам,
Вечером разделся сам,
Спать улегся в тишине…
Увидал звезду в окне.
Не скандалил и не хныкал.
Вот и все.
Спасибо мне!
Эмоционально- волевая готовность предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.
Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого. Как можно помочь ребенку в формировании навыков произвольного поведения? (Ответы родителей)
9. Перемена Игра «Медведь перед дровосеками»
10. Урок математики. Интеллектуальная готовность.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ» ,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»
Еще один из значимых компонентов психологической готовности является интеллектуальная готовность. Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения (игры на развитие памяти «Мнемотехника», Игра «Родственники»).
Важно, что бы ребенок желал узнавать, что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать любознательность с помощью экспериментирования, наблюдения и коллекционирования.
Зная теперь о компонентах психологической готовности, пришло время огласить результаты опроса родителей.
11. Анализ результатов педагогов и родителей «Значимость компонентов психологической готовности».
12. Подведение итога. Урок труда. Упражнение «Салфетка». Инструкция:
Свернуть салфетку пополам;
Отрезать верхний правый угол;
Отрезать нижний правый угол;
Свернуть ещё раз пополам;
Отрезать правый верхний угол;
Подвести итог, что при одинаковой инструкции получились совершенно разные снежинки. Так и в жизни, все мы растём и живём в одной стране, в одном городе, в одной квартире (если говорить о семье) и при этом все мы разные. У каждого свой вкус, своя точка зрения на происходящее и поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Все эти особенности всегда нужно помнить и учитывать, общаясь с людьми, будь то взрослый человек или маленький ребёнок. Готовя ребенка к школе, наберитесь терпения, вспомните себя в детские годы. Не обижайтесь на малыша, если у него не сразу все получится. Самое главное, чтобы он знал, что его любят и поддерживают.
Звенит звонок.
13. Рефлексия. «Чудесная сумка». В заключение нашей встречи предлагаем участникам собрать «Чудесную сумку». Что хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков. (Ответы родителей).