Ольга К
Проект «Приобщение детей и родителей к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : исследовательски-творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье, безопасность.
Актуальность проекта : Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.
Публикация «Проект „Приобщение детей и родителей к чтению“» размещена в разделах
Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы, которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Очень важное значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения родителей и ребёнка, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Семейное чтение – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Через семейное чтение родители помогают привить интерес к чтению у детей.
В проекте систематизирована деятельность работы детского сада с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.
Цель проекта : развивать устойчивый интерес к художественной литературе, помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи проекта :
• приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
• развивать у детей умение слушать;
• умение познавать;
• умение сравнивать, сопоставлять
• умение мыслить словами;
• связную речь;
• мышление;
• внимание;
• память;
• воображение;
• повысить культуру речи педагогов, родителей, детей;
• способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
• воспитывать бережное отношение к книгам.
Формы и методы организации проекта :
• Анкетирование.
• Решение проблемных ситуации.
• Педагогические наблюдения.
• Беседы.
• Консультации для родителей.
• НОД
• Выставки.
• Совместная организованная деятельность.
• Оформление информации для родителей в приемной.
• Творческие мастерские.
• Сюрпризные моменты.
• Игры
Ожидаемый результат
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
План реализации проекта :
Подготовительный этап
• Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
• Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;
• Разработка плана мероприятий;
Основной этап.
Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
Образовательная область Совместная деятельность
Физическое развитие Физическая культура Выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня"
Пальчиковая гимнастика "Свинки"
Подвижные игры "Паутинка", "Путаница" и т. д
Здоровье Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья (социо игры). Правила пользования книгой Беседы по сказке "Мойдодыр", "Федорино горе"
Познавательно-речевое развитие Познание Игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Перепутанные книжки" Отгадывание загадок. Видеосюжеты, презентации по мотивам произведений детских писателей; викторина "Дорогами русских народных сказок "
Коммуникация Рассматривание иллюстраций к сказкам Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко" Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского Беседа по сказкам Игра "Испорченный телефон"
Чтение художественной литературы Чтение стихов, рассказов и сказок детских писателей Драматизация сюжетов знакомых сказок Заучивание стихов
Социально-личностное развитие Социализация Игры на основе сюжетов сказок, рассказов и стихов Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница"
Труд Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду. Знакомство с профессией ветеринара.
Безопасность Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского Составление памяток: Как работать с ножницами; Как работать с бросовым материалом и т. д.
Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество Коллаж "Чудо-дерево" Лепка героев любимой сказки (коллективная работа) из пластилина Рисование на тему "Книжка" Творческое рисование "Закаляка" Художественный труд "Бабочка" (природный материал)
Взаимодействие с семьями воспитанников
1. Организация библиотечки;
2. Совместное творчество "Мой любимый сказочный герой";
3. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений;
4. Составление памяток для родителей "Как научить ребенка любить и беречь книги?", "Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг?".
5. Викторина "Взрослые и я –читающая семья"
6. Консультативно-просветительская работа
7. Организация фотовыставки "Мы знакомимся с творчеством детского писателя".
Заключительный этап
Анализ проектной деятельности.
Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля по любимым сказкам.
Подведение итогов
Перспективный план работы с детьми и родителями
январь
1. Опрос детей по темам «Моя любимая книжка» и «Мой любимый герой»
2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»
3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.
4. Просмотр с детьми книг в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».
Февраль 1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»
2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве»
3. Инсценировка сказки «Теремок»
Чтение сказок : русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж
Март 1. Родительское собрание «Роль книги в жизни ребенка»
2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»
3. Чтение сказок : русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Заяц, Медведь, рыбак
Апрель 1. Инсценировка сказки «Три поросенка»
2. Чтение сказок : русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х. -К. Андерсена
3. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка
Май 1. Литературная гостиная «Творчество К. Чуковского»
2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»
3. Чтение сказок : русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», сказок К. Чуковского
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Волк, Маша, Федора, Таракан
сентябрь 1. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам»
2. Инсценировка сказки «Колобок»
3. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»
4. Чтение сказок : русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Колобок»
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Аленушка, Курочка Ряба, Петух, Колобок
Октябрь 1. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»
2. Чтение сказок : русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова
3. Инсценировка сказки ««Курочка Ряба»
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Волк, Емеля, Кощей, Иван
Ноябрь 1. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» с участием родителей
2. Чтение сказок : русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот
Декабрь
1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»
2. Презентация проекта для родителей
3. Итоговое мероприятие «Путешествие по сказкам»
Ключевые события (дорожная карта) Проекта на 2014-2015 г. г.
№ п/п Наименование мероприятия Сроки реализации Ответственные
1 Организация тематических выставок в уголке книги 1 раз в месяц Воспитатели
2 Проведение консультаций для родителей, практикумов по организации детского чтения дома : «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др. в течение года Воспитатели
3 Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» в течение года Воспитатели
4 Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви к книге» январь 2015 Воспитатели
5 Консультация «Организация книжного уголка в группе» в течение года Воспитатели
6 Конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка» в течение года Воспитатели
7 Акция «Читаем дома вместе с детьми» в течение года Воспитатели
8 Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить чтение» в течение года Воспитатели
9 Конкурса чтецов стихотворений «Строки, опаленные войной», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне май Воспитатели
10 Создание на сайте школы web-странички «Воспитываем читателя» январь 2015 Воспитатели
11 Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» в течение года Воспитатели
12 Размещение информации о ходе реализации проекта в сети Интернет (на сайте ДОУ) в течение года Воспитатели