Мария Вихрова
«Положи сердце у чтения». Консультация для родителей по приобщению к чтению детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение – вот лучшее учение» - эта прописная истина, знакомая нам ещё со школьной скамьи, всё реже и реже волнует современное общественное мнение. Может быть, она не соответствует духу современной, наполненной сетью Интернет, быстротечной жизни, в которой главное – реальный практический результат, а не череда духовных переживаний и волнений, воспитываемых литературой.
И всё же, мы видим, насколько беднее становится жизнь человека, лишённого глубокого, полноценного чтения. Возможно, мы становимся свидетелями переосмысления ценностей? Но ведь именно литература является ключом к пониманию жизни во всём её многообразии и целостности.
Публикация «„Положи сердце у чтения“, Консультация для родителей по приобщению к чтению детей дошкольного возраста» размещена в разделах
К великому сожалению, семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Так, в концепции национальной программы «Чтение» отмечено, что 40% взрослого населения не проявляет интереса к художественной литературе. Следовательно, учитывая сложившиеся обстоятельства, сложно говорить о родителях как об организаторах чтения детей.
Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.
Детство человека, проведённое без книги, без художественного слова, нельзя назвать полноценным, потому, что это детство вне культуры, вне родного языка, вне традиций.
Можем ли мы вернуть детям прекрасный и загадочный мир литературы? Этим вопросом озадачены не только педагоги дошкольных учреждений, но и работники библиотек. Решение сложных вопросов организации детского чтения только библиотекой или только внутри семьи невозможно, так как их деятельность имеет локальные задачи и не позволяет в контексте системы решить обозначенные проблемы. В связи с этим сложилась необходимость взаимодействия дошкольного учреждения, библиотеки и семьи в решении проблемы развития культуры чтения ребёнка - дошкольника.
На протяжении нескольких лет МАДОУ № 70 тесно сотрудничает с сетью библиотек «Читай - город» Великого Новгорода.
Основными задачами организации сотрудничества считается:
1. Организация системы работы ДОУ, библиотеки и семьи по приобщению детей к читательской культуре;
2. Воспитание у детей дошкольного возраста потребности в : чтении книг, высказывании собственного мнения по поводу прочитанного, сопереживании героям книги;
3. Содействие формированию традиции семейного чтения;
4. Предоставление родителям дошкольников знания о многообразии литературы для детей.
Существенную роль в решении данных задач играет организация в группе уголка книги - особого, специально выделенного и оформленного места в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его? Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.
Существуют различные варианты оформления уголка книги:
• книжные полки;
• открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
• специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. Сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, организовывает починку книг, создает «Книжнику больницу» и определяет с детьми её постоянное место.
Содержание книжного уголка старших групп определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Каждый из детей должен найти в уголке книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжную витрину помещают одновременно до 10 разных книг. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно присутствие в уголке книги 2 - 3 сказочных произведений.
Я работаю над проблемой приобщения детей дошкольного возраста к культуре чтения несколько лет и с уверенностью могу сказать, что, сегодня, когда чтение перестало быть предпочтительным занятием для детей, взрослые должны сплотиться и направить свои усилия на то, чтобы в детских сердцах и сознании нашлось место увлечению чтением.