Наталья Грибцова
Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реализации инновационного проекта. Направление «Пекарня»
Конспект воспитанников средней группы
«Кубанский народный фольклор».
Цель: Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре. Познакомить детей с поговорками, пословицами, научить понимать их смысл.
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с фольклором Кубани; уточнить представления жанровых особенностях, значении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.
Публикация «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования» размещена в разделах
Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.
Материал и оборудование: Цветок с лепестками.
Предварительная работа:
Разучивание игр, стихов, пословиц и поговорок, загадок, чтение литературных произведений по теме.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, вы любите петь, плясать, отгадывать загадки? (Да)
Так вот, нас приглашает в гости казачка и просит помочь ей подготовить фольклорный праздник для детей. Чем занимаются дети на празднике? Ответы детей: поют песни, читают стихи.
- Так вы хотите помочь казачке? (Да).
- А сможете?
На чем мы будем добираться в гости?
Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается автобус.
2. Актуализация знаний.
- Что нужно сделать прежде, чем сядем в автобус? (Купить билет.)
- Где покупают билеты? (В кассе.)
Дети подходят к столу - кассе, на котором находятся карточки-билеты с нарисованными на них предметами. На карточках нарисованы хлебобулочные изделия и разные другие картинки. Карточки лежат вперемешку.
Воспитатель говорит, что билетом на автобус будет служить карточка, на которой нарисованы хлебобулочные изделия. Дети самостоятельно «покупают билеты».
Воспитатель - проводник проверяет билеты около автобуса.
Если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что нарисовано на билете.
Например : У меня нарисованы сушки и т. д.
Проводник забирает билет.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Детей встречает казачка.
- Здравствуйте. Ребята, я очень рада вас видеть. Мне очень приятно, что вы приехали мне помочь. Ну что начнем писать сценарий для фольклорного праздника?
Ответы детей: Мы не можем, мы не знаем, что такое фольклор.
(Возникло затруднение).
- Почему вы не знаете? Ответы детей.
-Чтобы узнать, что нужно сделать?
Дети: Нужно спросить у того кто знает.
«Открытие» нового знания
Присаживайтесь на завалинку, как это делали раньше, а я расскажу вам, что такое фольклор.
- Фольклор - это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Благодаря устной традиции передачи информации от старших к младшим, казаки сохранили свою самобытную культуру.
- Изучение фольклора мы начнем со знакомства с пословицами и поговорками.
На Кубани пословица не от безделья молвится,
а добрая беседа найдёт соседа.
- Море пословиц и поговорок окружало казачьих детей. Пословицы и поговорки очень любят кубанцы, потому что в них отразился труд, быт, обычаи жителей Кубани, взгляды на семью, правду и ложь. Я знаю, что самый любимый жанр для вас - сказки.
- Кубанский песенный фольклор богат детскими припевками. Часть этой культуры создают для себя сами дети (заклички, загадки, игры и т. д.)
Созданные взрослыми для детей (колыбельные, потешки)
- На завалинках, в светелках иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки молодых и пожилых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели и водили хоровод.
А играли как в горелки! Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки были праздником души!
Ну, да, что тут говорить? Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
- Посмотрите, друг на друга, подарите ваши очаровательные улыбки и праздничное настроение. И пусть ваши сердца наполнятся нежностью и любовью друг к другу и к нашей малой родине – Кубани. Ну а сейчас мы приступим к подготовке фольклорного праздника. Согласны (Да).
Включение нового знания
- У меня в руках нераспустившийся цветок. И чтобы этот бутон раскрылся ему необходимо добавить лепестков. Давайте это попробуем сделать.
- Первый лепесток у нас будет пословицы и поговорки.
-На каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль – пословица или поговорка. Пословица учит нас, как надо поступать и как не надо поступать, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица.
-Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете:
"Кто землю лелеет,
Того и земля жалеет".
(Если дети затрудняются, воспитатель дает пояснительный рассказ).
- Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как: по работе и урожай получил – бедный, маленький. Верно, говорят: "Кто землю лелеет, того и земля жалеет".
- Какие вы знаете пословицы и поговорки? Ответы детей.
- Второй лепесток «Песни».
- Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.
- Когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)
- У меня в руках следующий лепесток. Но какой-то он необычный.
- Посмотрите, здесь задания.
Зелёный полосатый, а середине сладкий. (Это арбуз).
Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы).
- Вот какой загадочный лепесток. Что в нем спряталось? (Загадка)
А вы знаете загадки? (Дети загадывают загадки).
- Следующий лепесток – это «Плясовые припевки».
Предлагаю и вам выучить и исполнить одну такую припевку. Послушайте слова и запомните движения.
На носок, на каблучок
Так танцует казачок. -2 раза
Когда надо, поклонитесь,
И кружитесь, не ленитесь.
(Дети поют и танцуют.)
- Пятый лепесток «Сказки».
Сказка, как художественное произведение, представляет собой поэтический вымысел; она исполнена фантазии, выдумки, хотя ее содержание отражает многие черты реальной жизни людей, их повседневных забот, быта.
- Вот мы и добрались до последнего лепестка «Танцы».
А еще земля богата плясками и песнями,
Хороша земля Кубани, всем живется весело!
(звучит 1 куплет песни Кубанского казачьего хора
«Як служив у пана», дети выполняют танцевальные движения).
- Посмотрите, какой красивый получился у нас цветок.
- Кто запомнил, что такое казачий фольклор? Ответы детей.
Осмысление
- Песнями да плясками сыт не будешь. Славится Кубань и угощением сладким.
Чай горячий – сила наша,
украшение стола.
С чая лиха не бывает,
так в народе говорят.
Приглашаю всех к столу на чай с ватрушками да пирогами вкусными.
(Угощают всех детей)
Воспитатель: Хорошо у вас, но пора и честь знать. Спасибо хозяевам за веселье, за угощение.
А мы с ребятами возвращаемся в детский сад.
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому мы помогли? Что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь казачке подготовить фольклорный праздник.