Татьяна Якшимбетова
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями (ЗП) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Целю, взаимодействия детского сада, и семьи по вопросам образования ребенка является создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образовательного процесса
Для достижения данной цели необходимы следующие условия:
- создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимание и доверие между всеми участниками педагогического процесса;
Публикация «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
- единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОУ и семье;
- создание условия для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребенка, его успешной социализации;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
-поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях распространение положительного опыта воспитания в семье;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
Педагоги ДОУ не просто «работают с семьями» – они действительно вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и планомерно выстраивают с родителями доверительные, партнерские отношения.
Алгоритм взаимодействия ДОУ с семьей включает себя:
1. Поиск контактов при первой встрече. Родители должны видеть стремление педагогов детского сада к сотрудничеству. Посредством анкетирования и бесед выясняется, чем наполнена жизнь ребенка в семье.
2. Обсуждение того, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке.
3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Результатом данной работы становится понимание родителями необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.
4. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. На данном этапе родителям даются профессиональные рекомендации относительно воспитания и развития ребенка, проводится разъяснительная работа.
5. Реализация индивидуального подхода в работе с семьей. В работе с родителями важно учитывать тип семьи возрастной и образовательный уровень родителей.
6. Совершенствование педагогического сотрудничества.
Методика вовлечения родителей в деятельность ДОУ состоит из 3 этапов:
I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.
II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.
III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.
Теория, и практика показывают, что вовлечение семьи в образовательный процесс приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям:
- эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка.
- физическая вовлеченность позволяет родителям сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и порадоваться вместе со своим ребенком;
- непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, т. к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки;
- наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяет им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь;
- в процессе вовлеченности в дело группы родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, через занимательную и познавательную деятельность, решая проблемы, задумывая и осуществляя вместе с другими детьми свои идеи и проекты, как учатся самооценке;
Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Алгоритм вовлечения родителей в образовательную деятельность при подготовки к различным мероприятиям состоит:
• определение цели и задачи мероприятий для детей проводимых совместно с родителями воспитанников;
• составление плана проведения мероприятия;
• подготовка консультации для родителей;
• разработка буклетов и оформление папок передвижек;
• разработка памяток для родителей;
• организация выставки литературы по теме;
• проведение индивидуальных бесед с родителями об актуальности предстоящего мероприятия;
• оформление объявления о предстоящем мероприятии на сайте ДОУ и на информационном стенде в группе;
• обеспечение заинтересованности детей в предстоящем мероприятии
Таким образом, вариант непосредственного участия родителей в образовании детей представляется более естественным, культуросообразным. Технически он заключается во включении родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом.
Мы считаем, что наиболее эффективным средством для понимания взрослым движущих сил развития ребенка в дошкольном возрасте является практическая образовательная деятельность.
Одной из и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами, фантазирование, наблюдение – изучение – исследование).
В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.
Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов ребенка. В результате эмоционального раскрепощения родителей в семье создается более теплая нравственно-психологическая атмосфера, родители становятся «эмоциональным тылом», преодолевается дистанция в общении, выступающая серьезной преградой в развитии диалога воспитателя и родителей.
Механизм взаимодействия с семьями воспитанников через проектную деятельность включает в себя:
- информированность
- добровольность и возможность выбора
- чувство успешности.
План работы по подготовке проекта включает в себя:
• цель проекта;
• план достижения цели (обсуждение с родителями);
• привлечение специалистов к осуществлению; соответствующих разделов проекта;
• составление плана-схемы проекта;
• сбор, накопление материала;
• включение в план схему проекта занятий, игр и других; видов детской деятельности;
• презентация проекта
Основные этапы метода проектов:
1 этап –постановка проблемы (гипер ссылка)
2 этап-определение цели деятельности (гипер ссылка)
3 этап-замысел (гипер ссылка)
4 этап-планирование (гипер ссылка)
5 этап- реализация проекта (гипер ссылка)
6 этап- анализ результатов и презентация
Роль педагога:
-планирование мероприятия
-консультации для родителей
-индивидуальные и подгрупповые беседы
-оформление памяток и буклетов
-подборка музыкального сопровождения
-оформление музыкального и физкультурного залов
-подборка репертуара
-написание сценария
-подготовка наглядной информации
Роль родителя:
-исполнение роли
-изготовление атрибутов
-изготовление костюмов
-подборка музыкального сопровождения
-изготовление фото и видео презентаций
-организация различных выставок
-оформление музыкального и физкультурного залов
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат
Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.