Валентина Крячкова
Конспект экспериментальной деятельности «Волшебный камень»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный камень
Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования
Тема: «Волшебный камень»
Образовательные задачи:
• формировать интерес к экспериментальной деятельности;
• познакомить со свойствами камней: твердый, прочный, тяжелый, бывает разного размера, формы, цвета;
• расширять представления о камнях;
• развивать речь, логическое мышление, произвольную память;
• развивать мелкую мускулатуру кистей рук;
• развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Волшебный камень“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира; наблюдательность, любознательность;
• воспитывать коммуникативные умения, желание оказывать помощь другим;
Предварительная работа:
• сбор камней для экспериментирования во время прогулки;
• игры с природным материалом на прогулке;
• создание мини – коллекции камней.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал:
• камни различного цвета, формы и размера,
• мини – коллекция «Камни»
Оборудование:
• емкость для воды, ларец;
• салфетка, или бумажные полотенца.
Логическая основа образовательной ситуации
Образовательная цель - формировать представление о свойствах камня
Новое знание - у камней много секретов (свойств, они твердые, прочные, тяжелые, разного размера, формы, цвета.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать- актуализировать знания детей о природе, о том, что она бывает живая и неживая.
Причина затруднения - не знаем,, какие секреты в себе хранят камни.
Цель деятельности детей по преодолению затруднения - узнать секреты (свойства) камней
Ход методической ситуации:
I. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию
Воспитатель:
- Кто меня видит – топните ножкой, кто меня слышит – хлопни в ладошки!
- Вот это да! Как много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
- А на вопросы отвечать?
- Посмотрите, что это? К нам в группу прилетел воздушный шарик и принес письмо. Как вы думаете от кого?
Выслушиваются все предположения детей.
- Как проверить, действительно ли оно предназначено нам?
Выслушиваются ответы детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что нужно прочитать адрес.
- Да, письмо действительно прислали нам! Прочитаем? Хотите?
«Дорогие друзья! Я знаю, что вы много знаете о природе. Вот я и решил попросить вас о помощи, узнать все секреты предмета, который находится в посылке.
Каждый живущий в мире предмет
Хранит в себе тайну, имеет секрет
В каменный мир приглашаю войти
Дорогу к разгадкам секретов найти.
Если разгадаете все секреты, то эти предметы останутся вам в подарок и пополнят вашу коллекцию. Ларец найдете в группе там, где находятся объекты живой природы. Желаю вам удачи. С уважением Гном Гномыч - хранитель подземных сокровищ ”.
- Хотите разгадать секреты предмета, который находится в ларце?
- Сможете?
II. Актуализация знаний
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о природе – живой и неживой.
- Скажите мне, знаете ли вы, что нас окружает? (Нас окружают предметы). - А если мы находимся в лесу? На лугу? В горах? (Природа).
- Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая) .
- Давайте с вами поиграем.
Игра «Живое не живое»
- Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.
3. Затруднения в ситуации
Дидактические задачи:
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;
- тренировать мыслительные операции, развивать речь
- Молодцы! А теперь предлагаю найти посылку Гнома Гномыча. Кто помнит, где она находится?
Выслушиваются предположения детей, дети называют объекты живой природы, которые находятся в группе (это уголок природы). Там находят посылку.
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает открыть посылку. Замечает записку «Посылку можно будет открыть, если отгадаете загадку. Ваш Гном Гномыч».
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужный лежит.
Он может быть мелкий, в ладошке лежать
Тяжелый, большой, одному не поднять. (камень)
- Отгадали, молодцы! Давайте посмотрим, что же находится в ларце, и проверим, правильно отгадали загадку или нет?
В ларце лежат речные и морские камни.
- Гном Гномыч попросил вас узнать и рассказать секреты камней.
- Хотите выполнить задание Гнома Гномыча?
- Сможете?
- Подумайте и расскажите нам секреты камней.
Дети затрудняются.
Фиксация затруднения
Смогли мы рассказать о секретах камней?
Причина затруднения
Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как узнать о секретах камней)
Цель деятельности по преодолению затруднения
- Значит, что нам надо узнать? (Узнать секреты (свойства) камней).
Как это можно сделать? (дети предлагают разные варианты, спросить у того кто знает, посмотреть в книге)
IV. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает» -
уточняет, что можно отправиться в лабораторию и проконсультироваться у специалиста. Надевает белый халат и представляется лаборантом, говорит о том, что исследует секреты камней и предлагает стать его помощниками и приглашает занять рабочие места.
- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы.
(Слайд 1- картинка горы)
Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений.
(Слайд 2- картинка с растениями в горных выступах)
А самые высокие горы покрыты снегами.
(Слайд 3- картинка горы, покрытой снегом,
Но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду.
(Слайд 4- картинка камнепада).
Поэтому камни можно встретить везде.
Предлагаю поиграть.
Физкультурная минутка
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .
Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)
-А теперь будем все вместе открывать секреты камней
Опыт 1. Определение температуры камня
Приложите его к щёчке.
Какой он теплый или холодный? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?
Вывод: Камни бывают холодные, но если их нагреть, то становятся ткеплыми.
Опыт 2. Определение жесткости камни
- А теперь возьмите в левую руку камешек, а в правую пластилин и сожмите.
- Что произошло с камешком, а что с пластилином? Почему?
Вывод: Камни твердые, твёрже пластилина.
Опыт 3. Определение веса камня
- У меня камешки разные большие и маленькие. Какие из них легче, а какие тяжелей? Как вы думаете?
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камешек
- При помощи чего, можно определить вес камня?
Вывод: камни бывают разные - тяжёлые и лёгкие, их вес можно определить с помощью весов.)
Опыт 4. Определение величины камня
- Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень.
(Дети показывают камни)
Вывод: камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
Опыт 4 Определение характера поверхности
- Погладьте камни. Что можно про них сказать? Какие они на ощупь? Мы определили, что камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень, а теперь шершавый.
Вывод: камни бывают гладкие и шершавые
Опыт 5. Плавучесть
- Что будет если камешек положить в воду?
Дети формируют свою гипотезу.
- Давайте проверим. Положите камешки в воду, что произошло?
Вывод: камни тонут, потому что тяжелые.
Опыт 6. Цвет
- Ребята, достаньте из воды камешек. Изменился ли цвет? (Ответы детей)
Вывод: Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.
Опыт 7. Звук
- Стукнем камнями друг об друга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук.
Вывод: камни создают звук, если ими постучать.
- Славно мы с вами потрудились, узнали много секретов о камнях. А теперь я хочу предложить вам поговорить с камешками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Камешки умеют хранить секреты. Скажите камешку тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.
V. Включение нового знания в систему знаний и умений
Дидактическая игра «Волшебный ларец»
Дидактические задачи: закрепить умение определять свойства камней (твердый, гладкий, шершавый, легкий, тяжелый, маленький, большой, круглый), активизировать словарь детей
- В ларце, который прислал Гном Гномыч, осталось много камней.
Аня достань из ларца гладкий камень.
Саша – шершавый камень.
Катя - легкий камень.
Кристина - тяжелый камень.
Ваня - маленький камень.
Глеб - большой камень.
Лера – круглый
Дидактическая игра «Ящик ощущений»
Дидактические задачи:
- закреплять умение находить на ощупь камень, называть его свойства;
- развивать внимание, сенсорные ощущения
В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Воспитатель задает играющему вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
VI. Осмысление
Воспитатель собирает детей около себя.
- Что мы сегодня делали? Кому помогали? (выполняли задания Гнома Гномыча – хранителя подземных сокровищ, работали в лаборатории, раскрывали секреты камней.)
- Понравилось вам разгадывать секреты камней?
- Значит, будем продолжать, знакомится с камнями и их секретами.