Елена Верховцева
Образовательное мероприятие в подготовительной группе «По морям, по волнам» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Серия образовательных мероприятий в подготовительной группе : «От кареты до ракеты. От далёкого прошлого к настоящему».
Автор : Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148,
г. Ульяновск
Образовательное мероприятие в подготовительной группе на тему : «По морям, по волнам».Продолжение.
9. А однажды поставили на корабль паровую машину и трубу – он из парусника превратился в пароход. (Показ иллюстрации.) Как вы думаете, почему новый вид корабля назвали пароходом? Правильно, его двигателем была паровая машина. Получается, что он на пару ходит, паро-ход. Уголь в топке горит, труба дымит, вода в котле кипит. Пар колёса вертит, колёса по воде лопатками шлёпают – корабль по морю плывёт. Вот и получается пароход. Мы видим, что даже в водном транспорте человек использовал колесо. Изобретение паровых двигателей ускорило появление судов с металлическим корпусом - раскаленная топка на деревянном просмоленном корабле могла легко вызвать пожар. А хуже пожара в открытом океане трудно что-либо представить. Кроме того, сталь гораздо прочнее, чем самые лучшие породы дерева, а значит, из неё можно построить намного более крупное судно, не опасаясь, что волны разрушат его корпус. Заменив гребное колесо на гребной винт, люди стали использовать машины и двигатели, работающие на жидком топливе, на мазуте. Такие машины назывались тепловыми. А как же стали называться такие суда? Правильно, тепло-ходы. (Показ иллюстраций.) Так появились настоящие морские исполины, целые плавучие города, бороздящие морские просторы.
Публикация «Образовательное мероприятие в подготовительной группе „По морям, по волнам“ (2 часть)» размещена в разделах
Теперь пароходов нет. Вместо них по морям плавают теплоходы и электроходы. Не корабль – целый плавучий город, в котором есть все удобства для приятного отдыха и путешествия. На смену гребным колёсам пришёл гребной винт. С его помощью корабль движется быстрее. У катера, моторки винты… (небольшие, маленькие). А у морских судов-великанов и винты, какие? (великанские, гигантские). А ещё, какой водный транспорт вы знаете? (Лайнеры, яхты, судно на воздушной подушке, метеоры, судна на воздушных крыльях, катера и т. д.)
10. Современный водный транспорт отличается чрезвычайным разнообразием габаритов - от моторных лодок и небольших катеров до супертанкеров и авианосцев. Современные суда оснащены двигателями, работающими на различных источниках энергии угле, бензине, солярке, мазуте, ядерном топливе.
Сегодня пассажирские суда все чаще используются для круизов, то есть для туристических поездок и отдыха. Для деловых поездок гораздо проще и быстрее пересечь океан на самолете. (Показ иллюстраций.) «Титаник» - гордость мирового судостроения начала 20 века. Он погиб в первом же коммерческом рейсе, столкнувшись с айсбергом. После этого инженеры-кораблестроители стали уделять особое внимание безопасности пассажирских судов. (Показ иллюстраций.)
Современный океанский лайнер «Гранд Принцесс» может одновременно принять на борт около двух тысяч пассажиров. (Показ иллюстраций.) Большой (один из самых больших танкеров в мире) танкер «Викинг Иеговы» (его длина свыше 500 метров). Он может перевезти за один рейс полмиллиона тонн нефти. Такие большие танкеры очень выгодны, но управление ими требует крайней осторожности: борта этих судов не очень прочны, и в случае столкновения с рифом или другим судном может произойти экологическая катастрофа. Поэтому инженеры-кораблестроители сочли целесообразным устанавливать ядерные реакторы на суда специального назначения - прежде всего на ледоколы, которым приходится прокладывать путь для грузовых судов в тяжелейших условиях Арктики и Антарктики. Такие ледоколы, как «Арктика» и «Сибирь», - гордость российских корабелов. (Показ иллюстраций.)
Не все корабли плывут, рассекая зеркальную гладь воды. Некоторые из них показываются на поверхности лишь изредка, большую часть времени проводя по другую сторону зыбкой границы между водой и воздухом. Это различные подводные лодки и батискафы для глубоководных погружений. От судов, созданных для движения по поверхности воды, требуются высокая скорость, устойчивость и грузоподъемность. Те же, что путешествуют в глубинах, созданы для других целей: скрытно подбираться к врагу или исследовать дно морей и океанов. Первая подводная лодка была построена при Петре I крестьянином-самоучкой из Подмосковья Ефимом Никоновым и испытана на Неве. Подводные лодки, их называли субмарины, были сконструированы военными инженерами еще в 19 столетии, но оказались крайне ненадежны. Тем не менее искатели приключений не расставались с мечтой - добраться с помощью этих подводных корабликов до неисчислимых сокровищ затонувших кораблей.
40 лет назад появились судна на подводных крыльях. В наши дни люди сумели построить особые корабли, чтобы плавать во льдах. Они плывут, раскалывая лёд своим очень прочным корпусом. Как вы думаете, какое название получили эти корабли? Они лёд раскалывают, значит, это ледоколы. Есть корабли-пожарники, корабли-подъёмные краны, корабли-аэродромы, корабли-нефтяники, рудовозы, корабли-рыболовы. Суда, которые предназначены для рыбной ловли, называются рыболовными траулерами.
11. Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Давайте вернёмся опять в наше время. Что нам нужно для этого сделать? (Сесть на машину времени и повернуть стрелку часов вперёд.) Правильно! Ура, приехали!
А теперь я предлагаю вспомнить наше путешествие, что мы увидели нового, интересного? (Ответы детей.) Какие виды водного транспорта вы запомнили? Ребята, а что мы сегодня узнали важного? Для чего нужен водный транспорт? А теперь я предлагаю вам с помощью этих картинок составить «реку времени» от прошлого до настоящего.
Корабли такими были,
Как игрушечные плыли.
Плыли месяц, плыли год.
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
Мы с вами выяснили, что даже в создании водного транспорта человек использовал колесо. И благодаря изобретениям людей у нас появился водный транспорт, который очень важен для человека, для его жизни и его передвижения.»
Приложение.
Школа юнг
Это задание на внимательность. Перед тобой изображение парусника. У него должно быть десять парусов. Каждый парус имеет свой номер. В чём ошибка художника?