Людмила Василенко
Сенсорные игры для детей с ОВЗ в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
– переживание положительных эмоций, что благоприятным способом сказывается на настроении и поведении ребенка;
– развитие эмоционального отклика при взаимодействии с взрослыми;
– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
Публикация «Сенсорные игры для детей с ОВЗ в домашних условиях» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
1) Для проведения данной игры понадобятся любые формочки для льда. Предложите ребенку открыть кран, налить воду в формочки для льда. Можно в несколько кусочков положить маленькие предметы (например, декоративные камушки, пуговицы и т. д.). В процессе такой работы действуйте вместе с ребенком. После того, как формочки заполнены, кладем их в морозилку. Ждем полного замерзания кусочков.
После этого рассматриваем наш лед, обсуждаем какой он. Лед холодный, пробуем смять наш кусочек в руке, но не получается, потому что лед твердый. А какие у нас ручки? - теплые. Пока мы держали лед в руке, он согрелся. Кусочек стал меньше, теперь он мокрый и скользкий, появилась обратно вода. Наш кусочек льда просто растаял от наших теплых ручек. Теперь посмотрим на кусочки льда с замороженными предметами. Мы их видим, значит, лед какой? -прозрачный.
2) У льда есть еще такое свойство, он тает, если его посыпать солью. Приготовьте кусочек льда вместе с ребенком. Попросите налить воду в бутылку, а с нее перелить в удобную для Вас форму (например, взять силиконовую и т. д.). Получившуюся ледяную форму кладем на тарелку, посыпаем солью, и слушаем, как лед трещит.
Также на этой форме можно порисовать. Берем кисточки, краски и рисуем! Солью можно посыпать несколько раз, так краски будут интереснее растекаться. Когда рисунок закончен, кладем его в таз с теплой водой и наблюдаем, как краски исчезают, на самом деле за таким процессом очень любят наблюдать взрослые и дети.
Игры с красками
1) Цветная вода. Для игры потребуются краски, кисточки, несколько прозрачных пластиковых стаканчиков (количество стаканов может быть любым, в зависимости какой количество цветов краски вы будете использовать). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните их водой.
Возьмите вместе с ребенком на кисточку краску одного из основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с того цвета, какой будет предложен ребенком, например его любимый цвет и т. д.) – и разведите в одном из стаканов. Попробуйте рассказывать о своих действиях: например, смотри – какое волшебство у нас получается.
Такую игру можно дополнить:
- можно смешивать два цвета в одном стакане, и рассказывать ребенку что получится в итоге. Например, из красного и желтого цвета у нас получился оранжевый, и т. д.
2) «Кукольный обед». Вместе с ребенком накройте на стол, расставьте приборы, посуду, усадите игрушки и угостите их разными напитками. Таким образом, приготовленная ранее цветная вода превращается: красная в томатный сок, белая – в молоко, оранжевая – в апельсиновый сок, а коричневая – в какао.
Можно поиграть в «Ресторан» или «Кафе». Игра поможет развивать навыки счета – посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя разные стаканчики, можно повторять с ребенком понятие величины и формы.
3) Рисование с помощью ног. Обязательно попробуйте на себе такой вариант рисования, прежде чем предложить рисовать ребенку с помощью ног. Для творческого процесса необходимо создать спокойную обстановку. Эмоции, которые возникнут в этом процессе трудно, с чем-либо сравнить. Рисовать пальцами ног ребенок должен совместно со взрослым.
Для этого расстелите на пол клеенку, положите любые листы бумаги (это могут быть старые обои, ватман, рядом поставьте краски. Попросите ребенка снять обувь/носки. Для начала нужно сделать гимнастику для пальцев ног - пошевелить ими, попробовать взять пальцами ног какой-нибудь предмет. Между прочим, это очень полезная гимнастика. Затем покажите ребенку, как с помощью ступни и пальцев ног можно рисовать. Для начала попросите его оставить отпечатки на бумаге. Затем рисуйте все что захотите.
Рисовать пальцами ног удобно сидя на стульчике. Краску налейте в небольшие пиалки, чтобы удобно было макать пальцами. Пробуйте рисовать и большим пальцем, и всей пятью, и всей ступней. Когда закончите рисовать, то вымойте ноги и оботрите их. Обязательно пофантазируйте с ребенком, что же это может быть изображено на полученных картинах.
Игры с мыльными пузырями
Внимание: (Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности, следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот).
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей. Но сами выдуть пузыри часто отказываются – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Чтобы подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями, для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.
Попробуйте следующие игры :
– «Снег идет» – подкидывайте вверх кусочки ватки, и пусть ребенок дует на них, стараясь чтобы они не сразу падали.
– «Плыви, кораблик!» – предложите ребенку дуть на маленький легкий кораблик на воде или другие игрушки (например, во время купания).
– «Катись, шарик!» – дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга, можно также попробовать дуть через трубочку.
– «Буль-Буль» – дуть через трубочку в стакан, наполненный до половины водой. Игра покажет вам, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.
– «Надуй воздушный шарик» Попробуйте вместе с ребенком надувать воздушные шарики.
Рекомендации к играм:
Во время проведения сенсорных игр возможно возникновение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут их избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.
– Если ребенок, по каким то причинам не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, то ни в коем случае не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он ну принимает активного участия в ней, не останавливайтесь, продолжайте сами осуществлять игровые действия, и комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком, можно привлечь в игру любимую игрушку.
– Поскольку невозможно предположить заранее, какое впечатление может произвести на ребенка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность – предлагайте новое постепенно и небольшими порциями.
– Понравившаяся игра может потребовать повторений от ребенка. Не отказывайте ему в его просьбах повторить игровые действия вновь и вновь, ведь ребенку может потребоваться дополнительное время, чтобы обжить новые ощущения.