Ирина Никулина
Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны - это система звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т. д.
Публикация «Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Развитие восприятия ощущения и - это необходимый элемент формирования мыслительных процессов у ребенка. Формирование сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника.
Успех речевого, умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей.
Многие исследователи отмечают, что сенсорное развитие детей с нарушениями речи разного уровня имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении свойств, а главное - в обозначении этих свойств одним словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур (плоских и объемных, испытывают затруднения в ориентировке в пространстве и во времени.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:
• их форме,
• цвете,
• величине,
• положении в пространстве,
• запахе,
• вкусе и т. п.
Именно ранний дошкольный возраст является благоприятным временем для совершенствования деятельности органов чувств и накопления знаний об окружающем мире.
Так, для познания окружающего мира выделяют пять сенсорных систем : зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Сенсорный опыт способствует спонтанному формированию речи, не заучивая ее механически.
В работе с детьми с общим недоразвитием речи стимулируется несколько видов восприятия. Используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание. При отсутствии возможности работы с реальными предметами и вещами рекомендуется использовать картинки и игрушки, их замещающие либо приближённые к реальности.
Игры направлены на разностороннее развитие личности дошкольника.
Развитие концентрации слухового внимания
“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, «Где позвонили?», “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т. п.
Развитие ритмики
Это хлопки в ладоши, отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т. п. Виды заданий могут быть следующими:
- Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на данной карточке;
- Сосчитать, сколько раз хлопнул воспитатель и поднять карточку с соответствующей цифрой (или показать карточку с нужным количеством точек). Ритм задается от простого к сложному ;
- Воспроизведение определенного ритма по образцу учителя-логопеда или воспитателя;
- Выполнение упражнений на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются”(в различной интерпретации).
Развитие тактильного восприятия :
“Чудесный мешочек”
“Поймай киску”
“Угадай на ощупь», «Из чего сделан этот предмет?”
Развитие тактильно-двигательного восприятия
Любые игры с разнообразными предметами:
Сенсорные дорожки
Губки шершавые
Шишки сосновые и ольховые
Мячи
Щетки с длинным жестким ворсом
Прищепки (обычные, с цифрами, с буквами, с различными изображениями)
Мелкие игрушки от киндер-сюрприза
Игрушки пальчикового театра
Набор “Веселые бусинки”
Пуговицы (разных размеров, цветов, форм, с разным количеством дырочек) .
Разноцветные декоративные камни.
Камешки Марбл
Развитие зрительного восприятия
• «Чего не хватает?», «Что изменилось?»
• «Четвертый – лишний», «Что не так?»
• «Найди отличия на картинке»
• «Нелепица»
• «Посмотри и запомни»
• «Узнай по следам», «Чья здесь тень?»
• «Разрезные картинки»
• «Узнай целое по его части»
Вся игровая деятельность и упражнения по сенсорному воспитанию соответствует задачам ФГОС и ведется в интеграции познавательных областей.
В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, улучшается мелкая моторика, активизируются все виды памяти, развиваются внимание и наблюдательность. Происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя, учителя-логопеда и родителей.
Литература:
1. Айрес Э. Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М. : Теревинф, 2009.
2. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжё лыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М. : Центр лечебной педагогики, 1999.
3. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Лынская М. И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М. : ЛОГОМАГ, 2015