Папки-передвижки

Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Ирина Никулина
Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны - это система звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т. д.

Публикация «Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Развитие восприятия ощущения и - это необходимый элемент формирования мыслительных процессов у ребенка. Формирование сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника.

Успех речевого, умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей.

Многие исследователи отмечают, что сенсорное развитие детей с нарушениями речи разного уровня имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении свойств, а главное - в обозначении этих свойств одним словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур (плоских и объемных, испытывают затруднения в ориентировке в пространстве и во времени.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:

• их форме,

• цвете,

• величине,

• положении в пространстве,

• запахе,

• вкусе и т. п.

Именно ранний дошкольный возраст является благоприятным временем для совершенствования деятельности органов чувств и накопления знаний об окружающем мире.

Так, для познания окружающего мира выделяют пять сенсорных систем : зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсорный опыт способствует спонтанному формированию речи, не заучивая ее механически.

В работе с детьми с общим недоразвитием речи стимулируется несколько видов восприятия. Используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание. При отсутствии возможности работы с реальными предметами и вещами рекомендуется использовать картинки и игрушки, их замещающие либо приближённые к реальности.

Игры направлены на разностороннее развитие личности дошкольника.

Развитие концентрации слухового внимания

“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, «Где позвонили?», “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т. п.

Развитие ритмики

Это хлопки в ладоши, отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т. п. Виды заданий могут быть следующими:

- Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на данной карточке;

- Сосчитать, сколько раз хлопнул воспитатель и поднять карточку с соответствующей цифрой (или показать карточку с нужным количеством точек). Ритм задается от простого к сложному ;

- Воспроизведение определенного ритма по образцу учителя-логопеда или воспитателя;

- Выполнение упражнений на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются”(в различной интерпретации).

Развитие тактильного восприятия :

“Чудесный мешочек”

“Поймай киску”

“Угадай на ощупь», «Из чего сделан этот предмет?”

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Любые игры с разнообразными предметами:

Сенсорные дорожки

Губки шершавые

Шишки сосновые и ольховые

Мячи

Щетки с длинным жестким ворсом

Прищепки (обычные, с цифрами, с буквами, с различными изображениями)

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза

Игрушки пальчикового театра

Набор “Веселые бусинки”

Пуговицы (разных размеров, цветов, форм, с разным количеством дырочек) .

Разноцветные декоративные камни.

Камешки Марбл

Развитие зрительного восприятия

«Чего не хватает?», «Что изменилось?»

«Четвертый – лишний», «Что не так?»

«Найди отличия на картинке»

«Нелепица»

«Посмотри и запомни»

«Узнай по следам», «Чья здесь тень?»

«Разрезные картинки»

«Узнай целое по его части»

Вся игровая деятельность и упражнения по сенсорному воспитанию соответствует задачам ФГОС и ведется в интеграции познавательных областей.

В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, улучшается мелкая моторика, активизируются все виды памяти, развиваются внимание и наблюдательность. Происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя, учителя-логопеда и родителей.

Литература:

1. Айрес Э. Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М. : Теревинф, 2009.

2. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжё лыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М. : Центр лечебной педагогики, 1999.

3. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

4. Лынская М. И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М. : ЛОГОМАГ, 2015

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 19:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Никулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД