Алена Апарина
Безопасность дорожного движения для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряет своей актуальности, т. к. ежегодно на дорогах погибают дети в результате дорожно-транспортных происшествий. Это происходит из-за незнания и сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами.
Дороги и транспорт – реалии сегодняшней жизни. Нашим детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения и поэтому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге.
Мы все – взрослые и дети – то пешеходы, то пассажиры и водители. И для своей безопасности все должны соблюдать правила дорожного движения.
Важно воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Это – задача в первую очередь ДОУ и семьи.
Трудно переоценить роль семьи в воспитании у дошкольников безопасного поведения на дороге. Ведь с точки зрения ребенка-дошкольника все, что делают мама и папа – правильно, так как в этом возрасте родители для него являются образцом поведения и объектом для подражания.
А задача воспитателя, опираясь на эту их особенность, прививать дошкольникам навыки и умения, связанные с безопасностью дорожного движения, способствовать воспитанию у них самостоятельности, активности в применении положительного примера, формировать критическое мышление. В дошкольном учреждении проводятся различные мероприятия, развлечения, игры, конкурсы, КВН. Воспитатели привлекают родителей в изготовлении атрибутов, макетов для игр. В каждой группе оформлены уголки по обучению детей правилам дорожного движения, имеется методическая литература. Дети с удовольствием играют в развивающие, обучающие игры, изучают тестовые задания для закрепления теоретического материала.
Однако дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка Правил дорожного движения для них неприемлема. Создание автогородка решает многие проблемы.
Ребенок не может, как следует усвоить словесную или так называемую, вербальную информацию в силу индивидуальных особенностей восприятия и познавательного процесса. С помощью автогородка ребенок лучше усваивает информацию, поступающую через зрительное восприятие. Для совершенствования и развития воспитания культуры поведения дошкольников на дорогах, а также обобщения и накопления положительного опыта от выполнения мероприятий можно использовать автогородок.
Автогородок – это организованное пространство на территории детского сада, создающее игровую среду для обучения детей правилам безопасности на дорогах, формирующее условия для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Он представляет собой асфальтированную площадку, оборудованную съемными дорожными знаками, светофорами и разметкой, и предназначен для проведения практических занятий по изучению Правил дорожного движения воспитанниками детского сада и приобретения ими навыков безопасного поведения на улицах.
Работа детского сада ориентирована на:
• Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у них необходимых навыков;
• Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
• Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Воспитатели играют ключевую роль в использовании автогородка в детском саду. Они не только организуют и контролируют игровой процесс, но и проводят обучение и воспитание через игру. Педагоги помогают детям развивать навыки безопасного поведения и учат их правильно реагировать в различных дорожных ситуациях.
Автогородок может быть совмещен с другими образовательными активностями в детском саду. Например, можно проводить тематические занятия о профессиях, связанных с дорожным движением, таких как водитель, полицейский, или дорожный рабочий. Это помогает детям лучше понять значение этих профессий в обществе.
Вовлечение родителей в образовательный процесс важно для укрепления знаний и навыков, полученных детьми на занятиях в автогородке. Родители могут поддерживать интерес ребенка к правилам дорожного движения, обсуждая с ними дорожные ситуации и играя в тематические игры дома.
Автогородок также имеет значительное психологическое значение для детей. Он способствует развитию самостоятельности, уверенности в своих действиях и ответственности за принятые решения. Играя в автогородке, дети учатся анализировать ситуацию, принимать решения и предвидеть последствия своих действий, что способствует формированию целостной личности.
Игровое поле автогородка обеспечивает проведение занятий по следующим темам:
1. Улица и пешеход.
2. Пешеход и перекресток.
3. Светофор и регулировщик.
4. Дорожные знаки и разметка.
5. Маршрутный транспорт.
6. Безопасная езда на велосипеде.
7. Безопасная езда на автомобилях.
8. Тормозной путь транспортных средств.
9. Обгон.
10. Сигналы транспортных средств.
11. Правила проезда регулируемых перекрестков и нерегулируемых перекрестков.
12. Остановка и стоянка транспортных средств.
13. Правила проезда железнодорожных переездов.