Надежда Новожилова
Из опыта работы «Игры на восприятие цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Публикация «Из опыта работы „Игры на восприятие цвета“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Игра, используемая для обучения, содержит обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.
Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
В разделе «Восприятие цвета» стоит цель научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разнородных по цвету предметов.
Поэтому, особое место занимают игры и упражнения на различение цвета. Для этого ребенка обучают таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
В своей практике я применяю такие игры как : «Посади цветочек», «Напои гномиков чаем», «За каким забором?» и т. д. После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В играх у ребенка формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребенок учиться определять цвет «в уме», т. е. мысленно, уже прибегая к практическим действиям, эти же действия он начинает выполнять в умственном плане, тогда происходит немедленное различение цвета.
В игре «Посади цветочек» дети с удовольствием сажают цветок определённого цвета (синий, зелёный, красный, жёлтый и т. д.) в горшочек соответствующего цвета. Это их очень забавляет, вызывает интерес. Сама игра настолько ярко оформлена, что, конечно, привлекает внимание детей.
Ещё одна игра, которая очень приветствуется детьми моей группы – «Напои гномиков чаем». Дети не только учатся группировать предметы по цвету, но и с удовольствием имитируют движения, изображая то, как они поят гномиков чаем. Это тоже немаловажно, воспитывает в детях чувство заботы, трудолюбия, гостеприимства.
Очень нравится детям и более сложная, по своему содержанию игра, «За каким забором?», которая направлена на определение доминирующего цвета на карточке с целью - соотнести его с заборчиком нужного цвета.
Применяя на практике игры такого содержания, я легко могу определить знания детей, а так же выявить направления индивидуальной работы с детьми.
Таким образом, я считаю, что игры на восприятие цвета, которые содержат сюжет, интересную подачу, позволяют в игровой форме, не только дать детям знания, но и проконтролировать уровень их знаний.