Елена Сарсынгалиева
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. От сенсорного развития ребенка зависит его готовность к школьному обучению. Значение сенсорного развития в раннем возрасте огромно. Ведь этот возраст наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры. Оттого как ребенок воспринимает мир зависит его психическое развитие.
Публикация «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др.
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Поэтому надо создать условия для самостоятельной познавательной активности.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой для интеллектуального развития;
— развивает наблюдательность;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Я считаю, что сенсорное воспитание детей, это актуальная тема нашего времени, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является игра. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Дидактическая игра дает возможность не только для осваивать сенсорные эталоны, но и учит соотносить предметы, сравнивать, анализировать, делать элементарные выводы, таким образом, ребенок развивается интеллектуально.
Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:
• Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
• Экспериментирование с материалом и веществами (вода, песок).
• Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
Дидактическая игра дает возможность в процессе сенсорного воспитания развивать ребенка и эстетически: посредством использования в игре картин, наблюдений, природного дидактического материала, ребенок удивляется, восхищается звуками, красками, формами. А в совокупности все это помогает нам развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей. Также дидактическая игра помогает развивать ребенка нравственно. Она учит самостоятельности, активности, желанию помочь, умению сочувствовать, сопереживать, расширяет представления малыша об окружающем мире, обучает ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, устанавливать простейшие взаимосвязи.
Чтобы сенсорное развитие проходило планомерно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ведь усвоение сенсорных эталонов – это длительный процесс, который осуществляется под руководством педагога.
В своей работе я опираюсь на родителей. Они принимали участие в изготовлении дидактических игр. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста», «Зачем нужно развивать мелкую моторику?», «Воспитание сенсорного развития детей в детском саду и дома» родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-3 лет».
В родительском уголке постоянно помещается материал по изготовлению дидактических игр из природного и бросового материала, бумаги, картона.
В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома» : консультации, информационные листы, памятки.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей.
В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные изменения в развитии детей. Эти изменения показывают диагностические показатели, представленные в таблице:
Таблица 1
Начало года
2020-2021 уч. год
Конец года
2020-2021 уч. год
Высокий – 0%
Средний – 35%
Низкий – 65% Высокий – 50%
Средний – 32%
Низкий – 18%
Таким образом, данные, полученные в ходе работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
Литература
1. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада / Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. - М. : Просвещение, 1998.
3. Ю. М. Хохрякова «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
4. Петрова, Лиханова, : Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие, 2012 г
5. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие» 2013 г.