Марина Новицкая
Сенсорное развитие детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Cенсорное развитие детей третьего года жизни
Знакомство с окружающим миром
Знакомство с окружающим миром является важнейшим средством формирования речи у ребенка. Пополняя и активизируя словарь ребенка, мы развиваем у него связную речь. Ощущение и восприятие – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных преставлений. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Игры и развлечения на воздухе и в группе проводятся с учетом региональных климатических условий. Следует широко использовать в своей работе базис личности ребенка ориентировку малыша в природе, предметах созданных руками человека, явлениях общественной жизни. Формируя начало самосознания личности, культуру познания живой и не живой природы, практического отношения миру. Учить преодолевать трудности, контролировать свои действия, оценивать результат. Формируя при этом культуру чувств, эмоционального переживания к миру других людей. Сопереживать и подражать их поведению. Следует помнить, что рукотворный мир познается ребенком, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. На 3-ем году жизни основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умение аккуратно обращаться с ними; класть на место, организовывая пространство вокруг себя. Знакомя детей 3-го года жизни с предметами ближайшего окружения, рассматривая их, воспитатель уточняет названия деталей предметов (одежда) карман, рукав, воротник. Уточняя его размер, цвет, обязательно расспрашивая о назначении вещей. Читая рифмовку:
Публикация «Сенсорное развитие детей третьего года жизни» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Куклы в гости собираются,
Одеваются, наряжаются.
Помоги одеться куклам –
Разбери одежду:
Оля любит - желтую,.
Катя любит синюю
Вот когда оденутся –
Будут все красивые.
Ребята с удовольствием играют с воспитателем и выполняют его задания «Отгадай и назови», это шапочка, ее одевают на голову. Для чего? Чтобы было тепло.
Для того чтобы научить детей различать и называть предметы, обязательно используется наглядный материал: «чашка – стакан», «стул – табурет», формируя способность детей к общению, соотношению предметов с его изображением и наоборот. На 3-ем году жизни дети безошибочно различают диких и домашних животных и птиц, но часто путают внешнее сходство (корову – козу, гуся – утку, курицу – петуха). Для этого проводим игры:
- на различие и название животных: «Кто пришел? Кого не стало? Кто как кричит?» и т. д. ;
- на сравнение взрослых животных и их детенышей: «Чей малыш? Чья мама? Найди маму.
Для того чтобы показать ребятам наглядно как растут овощи, проводим целевую прогулку на огород (Морковь, лук, свекла, репка прячутся под землей, а их зеленые хвостики находятся над поверхностью).
Мы глядим с тобой на грядки,
Овощи играют в прядки.
В огороде мы гуляем,
Что в корзину собираем?
Рассматривая с детьми овощи, обращаем внимание детей на их внешние признаки (цвет, форму, величину и т. д.) Пример: Огурец зеленый, длинный, кожица толстая, а помидор красный, круглый, мягкий с тоненькой кожицей. Показываем детям три предмета или растения и просим узнать их величину (большой, по меньше, маленький). Ухаживая за растениями, в уголке природы, учим малышей, бережно относиться к ним, вызывая желание полюбоваться растениями, как в уголке природы, так и на прогулке, используя художественное слово:
Если в майский день пришел ты,
Чуть с полей сбежал снежок,
То увидишь, желтый – желтый
Ослепительный лужок
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лежит у речки голубой,
Он желт, и синь, и ал.
Проводить специальные игры (занятия в первой младшей группе) в процессе которых, дети учатся различать и называть цвета, контрастные размеры: большой – маленький, длинный – короткий, твердый – мягкий; температуру: холодный – теплый, теплый – горячий. Также в процессе игры необходимо совершенствовать умение характеризовать количество предметов: один, много, мало, по одному, ни одного; высоко – низко; далеко – близко; вверх – вниз; вперед – назад; около; над; под. Использование в речи ребенком соответствующих наречий и прилагательных свидетельствует о возрастании его сенсорной культуры, о совершенствовании восприятия и мышления. Освоение детьми новых понятий и слов, обозначающих эти понятия, происходит легче, если дети имеют возможность сравнивать предметы по дифференцируемым признакам.
Пример: Камень твердый, не мнется, стучит. Глина мягкая, не стучит. Резиновый мяч – мягкий, а пластмассовый – твердый.
Прикладывая и накладывание один предмет на другой, вкладывание одного маленького предмета в другой (матрешки, кубики) малыши наглядно лучше воспринимают внешние признаки. Практика показала, что многие дети 3-его года жизни различают белый и черные цвета, правильно определяют величину предметов (большой, поменьше, маленький, но еще вызывают затруднения в определении одновременно цвета и формы. В этом случае можно предложить такую игру: Пусть неваляшка в красной рубашке, а рядом с ней в синей или в зеленой, выпьет из большой синей чашки (среди игрушек находится еще одна чашка желтая и маленького размера). Или покатать на машине маленького белого медведя, а кукла пусть посидит на большом красном кубике.
Рассматривая и наблюдая, дети правильно называют отдельные действия. В 1-ой младшей группе широко в играх – занятиях используются инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек, но инсценировка должна быть частью занятия 4 – 6 минут. В возрасте от 2-3 лет дети наиболее восприимчивы к окружающему миру, настроены на познание явлений действительности предметов и их величинных свойств. Особое внимание по сенсорному развитию детей уделяется формированию речевых навыков. На первых занятиях инициатива принадлежит воспитателю, он подробно комментирует все действия детей, вопросами вовлекает в описание предметов, оценивает результат их работ. Постепенно у детей возникает потребность самим объяснять свои действия, оценивать то, что получилось. Дети с удовольствием, как на играх – занятиях по сенсорному развитию так и в свободной деятельности выкладывают из геометрических фигур различные предметы, поэтому весь материал, используемый на занятиях, хранится в специально отведенном месте и доступен для детей в любое время.
Сенсорное воспитание в повседневной жизни
Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, явлениями общественной жизни с миром вещей созданных руками человека. В процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. У детей в этом возрасте преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут и не выделяться, не осознаваться до определенного времени. Поэтому воспитатель должен раскрыть детям те стороны явлений, которые могут оставаться незамеченными, вырабатывая отношения детей к этим явлениям. Существенной стороной этого является создание настроения, которое делает детей более восприимчивыми,воздействуя на сознание через чувства, вызванные получаемыми впечатлениями. Правильно организованная воспитателем жизнь ребенка в детском саду дает достаточно много разнообразных впечатлений.
Пример: Одежда, которую малыш одевает; посуда из которой он ест; постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется - все это предметный мир, окружающий ребенка. Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети получали не только сведения о том, что и для чего употреблять, что и как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними.
Пример: Наблюдая за одуванчиком и любуясь им, воспитатель использует художественное слово, побуждая детей прислушиваться к стиху.
Одуванчик золотой Одуванчик золотой
Был красивый молодой. Постарел и стал седой,
Ни боялся никого, А как только постарел,
Даже ветра самого! Вместе с ветром улетел.
При этом объясняя, что у одуванчика полетели маленькие парашютики – это семена. На следующий год одуванчиков будет еще больше на нашем участке. Действия такого рода обогащают опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем мире.
Также сенсорное познание тесно связано с эстетическим воспитанием.
Пример: Красиво расставленная на полке посуда, украшенный цветами стол. В гранях стеклянной посуды отражаются радугой солнечные лучи. Мир простых вещей воспринимается малышами, как чудесный, еще неведомый и прекрасный.
Воспитатель не должен заострять внимание детей на впечатлениях, получаемых в быту. Счет предметов, определение их величины – должно вызывать только практической необходимостью, а не желанием воспитателя поупражнять детей в счете, или в различии величины и цвета. Потому что представления детей формируются в процессе правильно организованной жизненной ориентировки, а не путем обучения и специальных упражнений, место которым на игровых занятиях.
Знакомство с предметным миром
Знакомство малышей с предметным миром осуществляется в играх, когда они воспроизводят бытовые ситуации. Миниатюрные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними. Привлекая внимание малышей к предметам, воспитатель помогает восприятию его красоты.
Пример: На полу лежит игрушка (собачка). Ребята, что это такое? Кто это жалобно скулит? Кто же это плачет? Давайте внимательно посмотрим по сторонам, поищем, кто же это плачет? Ах, да это же собачка! Какая красивая, в такой пушистой шубке и вдруг лежит на полу. Поднимает игрушку, гладит ее. Какие у нее красивые лапки, глазки! Дети обязательно обратят на это внимание. Воспитатель предлагает ребятам посадить собачку на кубик и полюбоваться ею. Дети повторяют действия воспитателя, привлеченные к этой игре. Значит, результат достигнут, они начинают оберегать эту игрушку, как и другие игрушки. Можно прочесть стихотворение:
Вот наш Бобик славный пес,
Белый лобик, черный нос.
Бобик, Бобик лапку дай
Сядь на коврик и не лай!
Двигательные ощущения
Также большую роль в процессе познания играют двигательные ощущения. Например: движения рук (дети ощущают предмет, поглаживание предмета (знакомятся с его величиной, объемом, формой). Необходимо учить малышей вслушиваться в пение птиц, шум листвы и дождя, раскаты грома – улучшая слуховое восприятие. В детском саду воспитатель учит детей вслушиваться в звучащую речь взрослого, выделять в ней слова, в словах звуки, сочетания, повторения, интонацию. Дети очень любят считалки, чистоговорки и скороговорки, в которых особое внимание уделяется четкому произношению слов, их звучанию, побуждая интерес к слову.
Считалки:
Раз, два, три, четыре, пять Бегал заяц по болоту,
Начинаем мы играть, Он искал себе работу,
Раз, два, три, четыре, пять, До работы не дошел,
Я иду ребят искать. Сам заплакал и пошел.
Прилетели журавли,
И сказали всем: «Замри!
А кто первый отомрет,
Тому три щелбана в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!»
Скороговорки:
Ткали ткачи ткани На дворе трава,
На платье Тани. На траве дрова.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят,
Тарахтят и тарахтят
Тридцать три вагона в ряд.
Чистоговорки:
Са – са – са, Ук – ук - ук,
Идет лиса. Кот чистит лук.
Из - под топота копыт
Пыль по полю летит.
Дидактические игры и упражнения, как важный фактор сенсорного воспитания ребенка
Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни детей, являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня. Утром на прогулке, после дневного сна и т. д. Эти игры и упражнения по содержанию разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о форме, цвете, величине и других свойствах предметов на развитие – фонематического слуха (эхо, телефон). Основной функцией дидактической игры является – дидактическая игра, как игровой метод обучения. Рассматриваются два вида игр:
- игры – занятия;
- дидактические игры.
Дидактическая игра, как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Как самостоятельная игровая деятельность дидактическая игра выступает средством всестороннего воспитания личности ребенка и развивает у ребят такие качества: умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание.
Основные виды дидактических игр
Все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:
1 – игры с предметами (различные игрушки, природный материал). В этих играх используем игрушки и реальные предметы. Ведь играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие. Ценность их в том, что с их помощью дети знакомятся с их признаками, цветом, величиной, формой и качеством. Решаются задачи на сравнение, установление последовательности, классификацию. Объединяют предметы, по какому либо одному качеству (форме, цвету, назначению и т. д.) Это очень важно для логического мышления. В младшей группе детям даем предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Так игры с куклами формируют культурно – гигиенические навыки и нравственные навыки качества, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое затем переносится на детей. В дидактической игре широко используем разнообразные игрушки, в которых ярко выражен цвет, форма, величина, назначение, материал из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю решать определенные задачи в работе с детьми.
Пример: Брат игрушки, сделанные из дерева, пластмассы, керамики. Или игрушки для различных творческих игр в строителей, в больницу и т. д. В таких играх совершенствуются знания детей о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Вызываем интерес к самостоятельной игре, показывая замысел для игры с отобранными игрушками.
2 – Игры с природным материалом (листья, семена растений камешки, ракушки, разнообразные цветы) используем при проведении таких дидактических игр, как «От какого дерева лист?», «Узор из камешков», «Собери букет из зеленых листьев», «Сделай кукле бусы», «Какой мяч больше?» и т. д. Такие игры организуют на прогулках, непосредственно соприкасаясь с природой (деревьями, камешками, листьями, ягодой) закрепляя знания ребят об окружающей их природной среде, формируя мыслительные процессы – анализ, синтез, классификацию, воспитывая у детей любовь и бережное отношение к природе.
3 – Настольно – печатные игры. Они разнообразны и интересны детям (лото, домино, парные картинки и т. д. а). Такие игры, как: «Найди пару» (цветок, куклу, кубик, самолет, «Найди среди разных картинок две одинаковые по цвету (два яблока, два мяча, два цветка, две куклы, «Принеси два кубика», подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется установить связь между предметами: «Что растет в огороде?», «Что растет в саду или в лесу?»
В этих играх учим детей, подбирать картинки с соответствующими изображениями, соотнося с местом их произрастания. «А что было потом?» (рассматривая с детьми сказку «Колобок», «Репка», «Курочка ряба»). Ребята подбирают иллюстрации к сказкам, с учетом последовательности развития сюжетных действий, запоминая состав, количество и расположение картинок («Отгадай, какую страницу спрятали?») дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры развивают память. Дидактической задачей этого вида игр является закрепление у детей знаний о количественном счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, впереди и т. д., умение связно рассказать о изменениях, которые произошли с картинками.
Составление разрезных картинок и кубиков. Такие игры развивают у ребят логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целые предметы. В младшей группе разрезные картинки разрезают на 2 – 4 части, (на картине изображен один предмет) после того как ребенок рассмотрит целую картину или предмет.
Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В этих играх обучающая задача не только развивать речь детей, но и воображение, творчество. Часто малыши, для того чтобы играющие отгадали что нарисовано на картине, прибегают к имитации движений животного, рабочего, к их голосам. Пример: «Кто это? Отгадай!». Малыш берет у водящего карточку, внимательно рассматривает ее, затем начинает изображать звук и движения (собаки, петуха, медведя, зайчика и т. д.). У детей в таких играх формируется способность к перевоплощению и поиску необходимого образа.
Сюжетные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Играя в такие игры, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этом требуется использовать изобретенные ранее знания. В младшей группе игры со словами в основном направлены на развитие речи у детей, на правильное звукопроизношение, уточнение, закреплении и активизацию словаря, на развитие правильной ориентировки в пространстве. С помощью словесной игры, воспитатель воспитывает у детей желание заниматься умственном трудом, ведь в игре процесс мышления протекает активнее, преодолевать трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:
1 – игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений. «Где был Саша?», «Что, кому, чем?», «Да. Нет» и т. д.
2 – игры, которые учат детей умению сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения. «Похоже – не похоже», «Кто это?» и т. д.
3 – игры, которые развивают умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. «Кому, что нужно», «Назови одним
словом», «Назови три предмета» и т. д.
4 – игры на развитие внимания и сообразительности, быстроты мышления, чувства юмора. «Летает, не летает», «Где же наши глазки», «Больше или меньше»
Независимо от вида дидактические игры отличаются от других видов и упражнений. Игры, используемые для обучения, содержат в себе, прежде всего обучающую дидактическую задачу. Решают ее дети в занимательной форме. Ведь игровые действия составляют основу дидактической игры, без них не возможна сама игра. Обязательным компонентом игры являются правила, благодаря ним воспитатель управляет поведением детей и обучающим процессом. Участвуя в игре, помогает ребятам советом, делом, напоминанием. В конце игры обязательно, подводя итог, спрашивает, понравилась ли игра детям, обещая в следующий раз поиграть в новую игру, и что она будет так же интересна. Играя с детьми, обязательно учитываем индивидуальные особенности малышей. Проводя игру с детьми третьего года жизни, объясняем правила игры по ходу ее действия.
Пример: «Собери правильно пирамидку». Объясняем правила при сборе игрушки. У каждого малыша должна быть своя пирамидка. Предложить снять кольца и положить их на стол. Затем предложить детям собрать вот такую пирамидку (показать собранную пирамидку). Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку, (ребята выполняют просьбу воспитателя, а сейчас опять среди оставшихся на столе, найдите самое большое кольцо и тоже наденьте его на палочку. Дети находят, нанизывают его на стержень. Игра продолжается до тех пор, пока дети не усвоят основные правила. Каждый раз, нанизывая на стержень самое большое из оставшихся колец. Овладев правилом игры, дети охотно играют с пирамидкой. Теперь можно ввести элемент соревнования: «Кто быстрее соберет пирамидку», при этом большую требовательность, уделяя своим жестам, мимике. И всегда помнить, что малыши чутко реагируют на выражение глаз, улыбку воспитателя, на широко открытые глаза воспитателя от удивления, на ее различные мимики лица, поэтому дети часто подражают воспитателю. Грустное лицо воспитателя – и у всех ребят мгновенно на лицах появляется грусть, ну а если веселое, смешное – радость.
Пример: Играя с детьми и изображая волка или медведя, не следует говорить слишком грубо, не стоит делать слишком страшных глаз. Малыши пугаются этого и отказываются играть. Играя, обращайте свой взгляд то на одного, то на другого играющего малыша, чтобы каждому из них казалось, что это ему рассказывают об игре и играют с ним. Для успешного прохода игры, обязательно перед игрой ознакомить ребят с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, изображениями на картинках. Используемые в своей работе стихи, потешки, скороговорки, считалки, воспитатель должен знать наизусть и читать их с выражением. Подводя итог, отмечаем только положительные стороны: играли дружно, научились правильно собирать пирамидку, убирать игрушки на место. Создавая при этом у ребят интерес к новым играм.
«Сегодня мы очень хорошо играли в чудесный мешочек. В следующий раз в мешочке будут другие игрушки, и мы опять будем их отгадывать». Благодаря этому интерес ребят к игре увеличивается, они с большим удовольствием играют с теми игрушками, которые находили в мешочке, о которых рассказывали им во время игры, (если это посуда, то играют в детский сад, в повара). В играх дети ближе узнают друг друга по голосу, по одежде. Пример: «Отгадай, кто позвал?», «Знаешь ли ты, как его зовут?», «Чей голос?», «Кто пришел?» и т. д.
Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. К третьему году жизни у детей уже накапливается определенный сенсорный опыт, который используется в продуктивных видах деятельности, в частности при рисовании, играх с мозаикой, мелким конструктором и т. д. При организации игр – занятий воспитатель должен стимулировать активность детей, которая помогает им использовать свойства предметов адекватно. Не следует требовать обязательного запоминания и употребления названий цвета, формы. Речевая инструкция должна содержать только сущность задания. Игры – занятия по сенсорному воспитанию обязательно должны включаться не только в предметную, но и в элементарную деятельность – рисование, игры с мозаикой. На этом этапе развития ребенок способен увидеть и самостоятельно исправить допущенные ошибки, если взрослый сконцентрирует на них внимание вопросом «Посмотри, что неправильно?».
Пример: Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами:
- сначала отбирают предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши
- дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо.
Воспитателю нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку. Преодолеть трудности малышу помогают дидактические игры, интерес малыша к знаниям и дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью и интересным содержанием.