Виктория Дергунова
Сенсорное развитие детей раннего возраста при проведении дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Дергунова
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 с. Бошняково
Углегорского городского округа Сахалинской области
Сенсорное развитие детей раннего возраста при проведении дидактической игры
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста при проведении дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Ранний возраст – особый период детства, когда каждый день имеет уникальное значение в развитии ребенка. Развитие и становление личности в этот период происходит очень стремительно, и зависят от социальных условий, в каких растет ребенок. На третьем году жизни происходит дальнейшее сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие детей раннего возраста должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Я в своей работе с детьми 2 – 3 лет на занятиях и в самостоятельной деятельности для сенсорного развития использую дидактические игры. Дидактические игры способствуют накоплению детьми чувственного опыта представлений о форме, величине конкретных предметов, ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами.
Работа включает в себя следующее:
- учитывая возрастные особенности детей, я провела подбор дидактических игр;
- содержание дидактических игр направлено на развитие восприятия предмета, восприятие цвета, восприятие формы, пространственного восприятия, восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями;
- дидактические игры введены в непосредственно образовательную деятельность и в самостоятельную деятельность детей;
- проанализированы результаты использования дидактических игр в сенсорном развитии детей.
В соответствии с целью сформированы основные задачи:
- в области знаний
ознакомление детей с формой и величиной предметов;
усвоение системы цветных эталонов;
развитие тактильной чувствительности, обоняния, осязания;
повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании сенсорной культуры дошкольников.
- в области умений
развитие мелкой моторики;
развитие связной речи детей;
развитие интеллектуальных способностей;
содействие развитию творческого самовыражения личности в
продуктивных видах деятельности;
способствовать возникновению у детей положительного созидания.
Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала дидактические игры, направленные на развитие сенсорных способностей детей.
Работа по сенсорному развитию планируется 2 раза в неделю: непосредственно образовательная деятельность и дидактическая игра. В начале учебного года в группе был создан сенсомоторный уголок, в котором большое значение уделила зрительной среде. В оформлении группы присутствует цветовой спектр радуги (радужный круг со стрелкой, пособие «Цвета и формы», настенный «чудо-цветок», наборы мячей основных цветов, в уголке ряжения – юбки и банты 7 цветов спектра, набор дидактических игр на сенсорное развитие и многое другое.
Одним из условий для осуществления поставленных задач, явилась организация развивающей предметно-пространственной среды, которая состоит из модулей.
Модуль – функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством взаимозаменяемости.
Модули размещены с учетом:
- свободного доступа;
- возрастных и психологических особенностей;
- свободы пространства;
- стабильности;
- гигиенических требований;
- жизненного опыта.
Модуль развития мелкой моторики и речи.
Цель: учить детей простейшим способам действий с предметами, совершенствовать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем, развивать связную речь.
Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, интеллект.
В этом модуле дошкольники собирают пирамидки, нанизывают кольца на стержни, вставляют вкладыши в рамки, шнуруют, застегивают пуговицы, выполняют упражнения дидактического пособия «Сенсорный куб».
Тип материала: объекты для исследования в действии.
Наименование:
Пирамидки, окрашенные в основные цвета.
Стержни для нанизывания с цветными кольцами.
Объемные вкладыши.
Матрешки.
Доски – вкладыши.
Рамки – вкладыши.
Кубы с прорезями разной формы.
Мозаика.
Набор для завинчивания.
Рамка с застежками (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки).
Панно со съемными элементами.
Природный и бросовый материал.
Дидактическое пособие «Сенсорный куб».
Модуль восприятия формы и величины.
Цель: учить узнавать и называть геометрические фигуры и тела.
Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, образное мышление.
Манипулируя с объектами данного модуля, называя на ощупь предметы из «Чудесного мешочка», выкладывая по величине геометрических тел, дети развивают свои сенсорные способности.
Тип материала: объекты для исследования в действии.
Наименование:
Объемные вкладыши.
Доски – вкладыши.
Рамки – вкладыши.
Набор объемных геометрических тел.
Набор геометрических тел для сериации по величине.
Кубы с прорезями разной формы.
Набор плоскостных геометрических форм.
Чудесный мешочек с набором геометрических форм.
Набор для сериации по величине.
Модуль цветового восприятия.
Цель: Учить детей классифицировать предметы по цвету.
Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память.
Развитию цветового восприятия способствует подбор палочек, бусинок, прищепок, ленточек по цвету, выкладывание из мозаики и бигудей картинок, проведение дидактических игр, например, «Ленточки для шариков», «Угадай, какой цвет», «Украсим елочку».
Тип материала: объекты для исследования в действии.
Наименование:
Набор цветных палочек.
Набор кубиков с цветными гранями.
Мозаика.
Бусы, ленточки, прищепки.
Д /игра «Чудо – бигуди».
Модуль слухового развития.
Цель: Восприятие и дифференциация шумовых различий и звуков различной высоты.
Задачи: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, внимания, воображения подготовка к восприятию музыки.
Слушая звучание различных инструментов, дети учатся отличать бубен от колокольчика, трещотку от дудочки и т. д., у них развивается фонематический слух. Развитию слуховой памяти способствует проведение дидактических игр: «Кто там?» «Что звучит?».
Тип материала: объекты для исследования в действии
Наименование:
Музыкальная шкатулка.
Звучащие инструменты (барабаны колокольчики, пищалки, трещотки, дудочки и др.)
Наборы шумовых коробочек (по Монтессори).
Модуль развития тактильных ощущений и обоняния.
Цель: дифференциация восприятия с помощью обоняния, температурных различий, развитие осязания, учить узнавать различные качества шершавых поверхностей.
Задачи: Развивать внимание, память, навыки классификации, активизировать словарь.
В этом модуле малыши учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными качествами. Они находят одинаковые и различные предметы на ощупь и по запаху с открытыми и закрытыми глазами.
Тип материала: объекты для исследования в действии.
Наименование:
Панно из тканей различной фактуры.
Предметы различающиеся размером, весом, текстурой, запахом.
Природный материал.
Д / игра «Трогательная картинка».
Модуль художественно-творческого развития.
Цель: развивать художественно вкус, творческие способности детей.
Задачи: развивать восприятие цвета, формы, мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Здесь дети работают с различными изобразительными средствами, они не только учатся рисовать, лепить и выполнять аппликацию, у них воспитывается сенсорная культура, активизируется словарь.
Тип материала:
1) Для рисования:
Наборы цветных карандашей.
Наборы фломастеров.
Наборы шариковых ручек.
Гуашь.
Цветные мелки.
2) Для лепки:
Глина.
Пластилин.
3) Для аппликации:
Набор разных сортов бумаги.
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы.
Модуль элементарного экспериментирования.
Цель: развивать познавательный интерес.
Задачи: развивать память, мышление, навыки сопоставления, познакомить с категорией «причина – следствие».
С детьми провожу опыты и эксперименты с природным материалом, цветными и увеличительными стеклами, шампунем, гуашью. Малыши учатся экспериментировать, делать выводы, познавать мир.
Тип материала: объекты для исследования в действии.
Наименование:
Набор для экспериментирования с песком и водой.
Бумага, шампунь, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности и др.
Модуль интеллектуального развития и конструктивных способностей.
Цель: развивать интеллектуальные, конструктивные и творческие способности.
Задачи: развивать внимание, мышление, память, воображение, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.
Дети совместно со мною и самостоятельно выполняют постройки из конструктора, строительного, природного и бросового материала.
Тип материала: строительный материал.
Наименование:
Крупногабаритный напольный конструктор.
Комплект больших мягких модулей.
Набор мелкого строительного материала (кубики, кирпичик, призмы, пластины).
Конструкторы «Лего» «Модуль», «Кроха».
Природный и бросовый материал.
Для осуществления образовательной деятельности был разработан перспективный план дидактических игр по сенсорному развитию детей 2 – 3 лет.
Например, в игре «Подбор шариков по цвету» дети учатся подбирать предметы по признаку одинаковой окраски; называть цвета.
В первом варианте игры дети 6 – 8 шариков одинакового размера, окрашенных в два цвета, складывают в общую коробку. Ребенку предлагается переложить все шарики одного цвета (предположим, красного) в другую коробку. Затем смешать все шарики и выбрать другой цвет. Называется цвет, а потом детям предлагается называть цвет самим.
На следующих занятиях дети получают коробку, где сложено 8 – 10 шариков двух цветов, и две коробки или пластмассовые тарелочки такого же цвета, как и шарики. На глазах у детей шарики раскладываются по цвету: «В красную коробку положу красный шарик, и еще красный, в синюю коробку положу синий шарик!» и т. д., пока все шарики не разложены в коробки соответствующего цвета. Затем детям предлагается так же разложить шарики. Детям, умеющим говорить, предлагается называть цвет шариков. Дети сначала кладут шарики одного, а потом другого цвета или раскладывают их вразбивку. И тот и другой способ допустимы.
Занятие повторяется, коробки и шарики даются детям в свободное пользование. Дети хорошо справляются с этой задачей и даже замечают и исправляли допущенные ошибки.
Моя работа не ограничивается лишь проведением заявленных дидактических игр, для получения более эффективных и прочных результатов, я включаю дидактические игры и в занятия по разным направлениям жизнедеятельности детей в ДОО (занятия по ознакомлению с окружающим, развитие речи, изодеятельность, конструирование, игра, прогулка, режимные процессы, свободная деятельность детей).
За период работы по сенсорному развитию у детей наблюдается положительная динамика уровня развития сенсорных способностей и представлений, развития мелкой моторики.
Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве – необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.