Галина Морозова
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает первоначальный опыт, наиболее важные навыки для его развития. В настоящее время с введением в дошкольное образование ФГОС одним из важных условий воспитательнообразовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметноразвивающей среды. В связи с этим можно сказать, что вопрос о правильном создании предметноразвивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным. При создании уголка для сенсорного развития, я поставила следующие задачи:
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- обогащать уголок дидактическими пособиями, игрушками
- пособиями для определения цвета, формы, величины предметов (цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); размера (большой, маленький); геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)
- воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве
- обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- развивать мелкую моторику.
В качестве средства сенсорного воспитания в детском саду была создана комната сенсорного развития. Она предназначена для коррекционно-развивающих занятий с психологом. Сенсорная комната — это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование (проекторы, световые трубки, разгрузочные сиденья, специальная музыка и т. д., установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения.
Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной модальности - зрительной, слуховой, тактильной - и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка - тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач:
1. Релаксация: нормализация мышечного тонуса, снятие психологического и эмоционального напряжения.
2. Активизация различных функций центральной нервной системы: стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, повышение мотивации к деятельности, создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, развитие речи и коррекция речевых нарушений, коррекция нарушений высших корковых функций. Развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.
На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги:
• повысилась любознательность, пытливость;
• сформировались знания об определенных сенсорных эталонах;
• дети овладевают рациональными приемами обследования;
• дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсорном уголке;
• проявляется желание творить;
• повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них полностью возлагалась задача формирования сенсорной культуры ребенка : знакомство с формой, величиной, цветом, пространством и звуком.
В результате анализа методической литературы был подобран и разработан комплекс интересных, познавательных и доступных для детей развивающих игр для сенсорного развития, а также система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей группы посредством игровой деятельности.
Все эти игры просты и не требуют большой подготовки, в этом их преимущество, ведь легко ориентируясь на тематику недели систематически отрабатывать навыки сенсорного развития. В своей работе я использую большое количество дидактических игр, классифицируя их по степени развития того или иного свойства предмета.
Игры на развитие тактильных ощущений : «Чудесный мешочек»; «Узнай фигуру»;
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают угадать на ощупь, не заглядывая в мешочек.)
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
Игры на закрепление цвета: «Неразлучные цвета»; «Какого цвета предмет»;
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько кружков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из кружков. Нужно определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
Игры на восприятие новых качеств величины: «Длинное-короткое»; «Три домика»;
«Длинное – короткое»
Для игры необходимы полоски, ленточки разной длинны и цвета. Сюжетом этой игры могут служить всевозможные варианты: пояски для игрушек разного размера (толстый медведь – тонка кукла, путём накладывания ленточек друг на друга и т. д., чтобы дети наглядно видели качество величины.
«Три домика»
Для игры необходимо 3 домика (либо любых 3 предмета) разного размера
Комплексная дидактическая игра:
Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».
Дидактическая задача: закрепить представления детей о 3 геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма, отвлекаясь от величины.
Параллельно проводилась работа и с родителями. Были проведены консультации, семинары - практикумы, мастер классы, оформлены папки - передвижки по сенсорному развитию детей. На родительском собрании подробно рассказали родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного развития сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков и расширения сенсорного опыта.
Была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению представлений о сенсорных эталонах. Объясняли родителям, как играть с детьми в игры по сенсомоторике, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.