Девлишова Юлия
План работы по самообразованию в группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Девлишова Юлия Александровна
План работы по самообразованию в группе раннего возраста.
Группа первая младшая «Теремок»
МБДОУ «Детский сад» № 73
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Цель:Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
1. Изучить литератур по данной теме;
Публикация «План работы по самообразованию в группе раннего возраста „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
3. Формировать умнея ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
4. Воспитывать первичные волевые черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремится к получению положительного результата;
5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Актуальность:
современном мире возникает необходимость выделить в содержании
работы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностного
развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема
сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла
педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания
педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения, посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного.
Сенсорное воспитание - это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков.
сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних
свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития
ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в
центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни
является залогом успешного осуществления разных видов деятельности,
формирования различных способностей. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно
ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно,
чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все
моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей
жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема
формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет
первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального
внимания.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т. к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном
направлении поможет мне:
научить детей различать основные цвета;
познакомить детей с величиной и формой предметов;
сформировать навыки самостоятельной деятельности;
повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
развить творческие способности, любознательность;
наблюдательность;
сплотить детский коллектив.
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
произвольное внимание;
логическое мышление;
зрительное и слуховое восприятие;
память;
речь детей.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы : Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Методическая работа
Формы работы Сроки
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь 2018 г
создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. В течение года.
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Январь 2019г.
Подготовка анкет к анкетированию родителей Март 2019г.
Подготовка и проведение родительского собрания Апрель 2019 г.
Работа с детьми
Формы работы Сроки
Специальные занятия по сенсорному воспитанию В течение года
Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) В течение года
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) В течение года
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару» Сентябрь – ноябрь 2018г.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?» Декабрь 2018г
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе» Январь -
Февраль 2019 г.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
- «Какие цвета использованы?»
- «Уточним цвет» Март 2019г.
Анкетирование родителей Апрель 2019г.
Отчет по самообразованию Май 2019г.
Список использованной литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.