Зинаида Самарова
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее быстрого психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в большей степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько малыш слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основной для интеллектуального развития, развивает внимание, положительно влияет на эстетическое чувство, является фундаментом для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми методами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дидактические игры относятся к «пограничным», являясь переходной формой к той неигровой деятельности, подготовку к которой они осуществляют. Дидактические игры помогают развитию познавательной деятельности, мыслительных процессов, которые создают фундамент любого обучения. Дидактические игры в обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера - обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в интересную для детей форму. Получается, что активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько малыш овладел знаниями и умениями, которые поставлены ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои имеющиеся знания. Следовательно, дидактическая игра помогает детям чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень непростое. В отличие от учебной составляющей занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. Исходя из этого воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная составляющая каждой дидактической игры представлена определенными дидактическими задачами, которые ставят, к примеру, цели сенсорного и интеллектуального развития детей.
В опыте сенсорного воспитания детей широко используются следующие виды дидактических игр :
· Игры - поручения, в их основе лежит интерес детей к действиям с игрушками и предметами (собирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д.).
· Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении или исчезновении предметов, процессам их поиска и нахождения.
· Игры с загадыванием и отгадыванием, они привлекают детей своей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
· Сюжетно - ролевые игры, их игровое действие заключается в изображении различных бытовых ситуаций.
· Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».
· Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (цвет).
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка формируются качества, необходимые для успешного интеллектуального развития; появляется, способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию -главное условие усвоения детьми сведений и умений. Это важнейшая задача которая, должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в одинаковой мере овладевают этими качествами.
Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.
Привлекая внимание детей, побуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии важнейшего качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок с радостью участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаками. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и улучшается его восприятие.
Наиболее хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только видеть, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно учатся собирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить простые сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п. Поэтому очень важно, что музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.
Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста, и имеют большое значение для дальнейшего воспитания.