МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей раннего возраста как основа умственного и физического развития ребенка

Ирина Маркина
Сенсорное развитие детей раннего возраста как основа умственного и физического развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста как основа умственного и физического развития ребенка» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.

Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше.

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Ребенок третьего года жизни продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о величине, цвете, форме, фактуре, положении в пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная – домик и т. п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне – это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно – это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т. п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.

Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых звуков, соотнесения частей.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СООТВЕТСТВУЮЩЕМ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия :

• дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

• группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей в период от 2 лет до 2 лет 3 месяцев и старше;

• соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);

• узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п., в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка (с 2 лет - 2 лет 3 месяцев);

• обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками : лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. (с 2, 5 лет);

• активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев - 2 лет 6 месяцев);

• отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичи» или кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

• начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предмет) (с 2 лет 9 месяцев-3 лет).

В нашу группу поступило 26 малышей: из них 14 девочек и 12 мальчиков. В период привыкания детей к условиям детского сада велись адаптационные листы, в которые вносились такие показатели психо-эмоционального состояния ребенка, как аппетит, ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. По результатам мониторинга адаптационного периода можно сделать вывод, что для 19 детей нашей группы характерно легкое течение адаптации.

Хотя следует отметить, что трудность заключалась в том, что дети посещали детский сад не дружно. Пока одни ходили в группу, другие отсутствовали в силу разных причин. Затем состав посещающих группу детей почти целиком менялся. Поэтому не смотря на то, что для многих детей нашей группы и характерно легкое течение адаптации, но сам адаптационный период был существенно растянут практически до самого декабря. Проведение каких бы то ни было видов диагностики в этот период было не целесообразным.

Но если в целом, то дети поступили в группу в основном со средней степенью развития сенсорных способностей. Также были малыши как с довольно высоким, так и с довольно низким уровнем развития сенсорных способностей. Наличие последних связано с тем, что такие малыши поступили в нашу группу в возрасте около двух лет в о время, как остальным уже было около двух с половиной и более лет. После новогодн6их праздников нами был замечен существенный рывок в речевом и сенсорном развитии детей. Многие малыши со среднего уровня перешли на высокий, а с низкого – на средний. Провести диагностику развития сенсорных способностей многих детей сейчас не представляется возможным из-за их отсутствия в группе по причине долгого отсутствия. Но в целом можно отметить, что из 19 детей, в той или иной степени посещавших детский сад после Нового года, у 8 детей можно отметить высокий уровень развития сенсорных способностей, у 9 малышей – средний уровень, а у 2 – низкий уровень развития сенсорных способностей. Наличие последних связано с тем, что эти дети редко посещают детский сад. Но в их развитии отметился также существенный рывок.

Ниже представлены несколько упражнений для диагностики развития сенсорных способностей детей 2-3 лет.

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАМИ-НАЗВАНИЯМИ ЦВЕТА.

Чтобы убедиться в том, правильно ли ребенок третьего года употребляет слова-названия цвета, можно предложить следующее задание:

Описание: положите перед ребенком два кубика красного и зеленого цвета на расстоянии 12-15 см один от другого (красный — слева от него, а зеленый — справа). Скажите ребенку, указав на красный кубик: «Это красный». Аналогичным образом укажите на зеленый, пояснив: «Это зеленый». Затем попросите ребенка показать, где красный, и дать вам его (результат оценивается плюсом или минусом).

Дети могут дать взрослому кубик, лежащий справа, проявляя классический пример праворукости.

Поменяйте местами кубики, лежащие перед ребенком (красный — справа, а зеленый — слева). Спросите ребенка : «Где зеленый?» Ребенок снова может показать, а затем дать взрослому лежащий справа красный кубик.

Если ребенок два раза подряд дает предмет, лежащий справа, значит, он не ориентируется в словах-названиях цвета, хотя и может их произносить и даже иногда правильно соотносить с цветом конкретного предмета, но вслед за взрослым или другими детьми.

Часть детей правильно находит и показывает и красный, и зеленый кубики. В этом случае необходимо продолжить занятие. Поменяв местами кубики, снова спросите малыша: «Где зеленый?» Если ребенок правильно показывает предмет заданного цвета, то это достаточно хороший уровень. У многих при неправильном ответе наблюдается феномен поочередного манипулирования предметами, без ориентировки на слово-название: при первом предъявлении они указывают на красный, при втором — на зеленый, при третьем — снова на красный.

И, наконец, в четвертый раз поменяйте местами кубики, разместив красный справа, а зеленый слева. Предложите ребенку показать красный кубик. Если все четыре раза он показал положительный результат, то можно считать, что он действительно знает и правильно употребляет слова-названия (этих цветов).

Если же ребенок допустил хоть одну ошибку, то есть все основания сомневаться в том, что он знает названия цвета: ведь из трех правильных ответов какие-то таковыми могут оказаться случайно.

Данный пример свидетельствует о том, насколько сложен процесс выявления умения детей правильно пользоваться словами-названиями.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ И ПРИЗНАКАМИ ПРЕДМЕТОВ

Сталкиваясь с сенсорными эталонами везде, взрослый знакомит с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм. Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Вот некоторые примеры занятий с детьми.

«Что катится?»

Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

«Сравни предметы».

Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей.

«Оденем кукол».

Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.

Публикации по теме:

Консультация «Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка» [Игра - основная форма познания действительности ребенком. Маленький человек воплощает в ней все интересное, что встречается ему в жизни.

Консультация «Режим дня — основа нормального физического развития ребенка» Консультация «Режим дня - основа нормального физического развития ребенка» Подготовила: воспитатель Климина С. А.. Саранск.

Консультация «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»Консультация «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка» "Сенсорное воспитание – основа умственного развития ребенка". Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование.

Особенности физического развития ребенка раннего возраста Особенности физического развития детеи раннего возраста Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Педагогический проект: «Создание развивающей предметно – пространственной среды как средства сенсорного развития детей раннего возраста».

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие детей раннего возраста. Работая на группе с детьми раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит.

Сенсорное развитие детей раннего возраста «Изучение света как способ развития зрительного восприятия» Слайд 1 В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся.

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, расположении.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста. Задачи умственного воспитания Ребенок рождается без каких-либо признаков интелекта, но, как сказал И. М. Сеченов,"корни мысли у ребенка лежат в чувствовании", т. е., прежде.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития ребенка» Добрый вечер, уважаемые родители! Ребенку исполнилось 3года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста как основа умственного и физического развития ребенка
Опубликовано: 15 марта 2018 в 17:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста как основа умственного и физического развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маркина (УИ 23699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД