Елена Лущенко
Консультация «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
"Сенсорное воспитание – основа умственного развития ребенка".
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и тд., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Публикация «Консультация „Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значения для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного и других видов ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятия формируется на основе разных ощущений. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п.
Развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование психических процессов у детей. Именно поэтому сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков и конструкторов. Большой популярностью пользуются развивающие доски бизиборды, которые хороши тем, что собрать их можно из разных материалов своими руками.
Мария Монтессори разработала авторскую методику, которая популярна и сегодня. Она пришла к выводу, что дети познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом развивая мелкую моторику. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой. Все элементы были абсолютно безопасными.
Используя сенсорную доску, ребёнок не только знакомится с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивает определённые навыки :
мелкую моторику (основная задача бизиборда дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия);
координацию движений (этому способствуют дверные цепочки и защёлки, шнуровки);
терпение (дети не долго удерживают внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);
логику (её помогают развивать простые приёмы, например, такой: какая-либо картинка или фигура появляется, если произвести определённое действие);
изучение мира (с помощью бизиборда легко узнавать цвета, цифры, буквы, размещать и прятать за другими предметами животных, транспорт, растения).
Используемая литература:
1) Дошкольное воспитание. Журнал: Дошкольное воспитание-1994-№10
2) Монтессори – материал, (часть1) Школа для малышей. М. Буторина, Е. Хилтунен. М. : изд. "Мастер", 1992
3) Дошкольное воспитание. Журнал: Дошкольное воспитание-1994-№4
4) Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Автор. Журнал: Дошкольное воспитание-2000-№12