Корчемкина Наталья Геральдовна
Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр и пособий
▼ Скачать
Корчемкина Н. Г. ,
Воспитатель МКОУ «Краснонивинская СОШ»
структурного подразделения «детский сад»,
Шадринский район, Курганская область
Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр и пособий
Публикация «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр и пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В статье раскрываются особенности сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий.
Ключевые слова: сенсорное воспитание, ранний возраст, дидактические игры, дидактические пособия.
В «Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе» наблюдаются тенденции в развитии сенсорного воспитания детей раннего возраста [6, с. 88].
Существующий социальный заказ общества на воспитание человека определен в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», главе 5, статье 48, где прописано, что работники ДОО должны «формировать у детей гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира». А «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» определяет нахождение многовариативных структур и методик занятости с детьми.
На сегодняшний день одну из важнейших проблем дошкольной педагогики составляет проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста. Хочется заметить связь сенсорного развития с умственным, физическим и эстетическим развитием. Уровневая категория сенсорного развития детей зависит от успешного воспитания. Культура сенсора оказывает влияние на деятельность: игровую, изобразительную, конструктивную, математическую, музыкальную и речевую. Сенсорное воспитание – сила творчества, ключ к подъему успеха личности ребенка эмоционального восприятия окружения.
Проблемой сенсорного воспитания детей раннего возраста занимались многие ученые: Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, Э. Л. Фрухт говорят об активности развития психических процессов ощущения и восприятия, познавательной деятельности детей. По А. В. Запорожцу, Л. А. Венгеру, А. П. Усовой система сенсорного воспитания включает : развитость органов чувств ребенка, не способность к восприятию окружающего мира предметности целиком.
На исследование проблемы сенсорного воспитания оказали влияние труды Г. В. Григорьевой, В. З. Денискиной, В. П. Зинченко, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, Я. А. Коменского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Плаксиной, В. И. Логиновой, М. Б. Медведевой и Т. П. Бабича, М. Монтессори, Л. И. Солнцевой. В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Н. А. Тихеева, Е. А. Янушко и другие ученые исследовали систему сенсорных эталонов знаний у детей раннего возраста.
Анализ дихотомии определений, показывает, сенсорное воспитание – конкретное направление работы педагога, благодаря чему происходит совершенствование ощущений и восприятий. Благодаря этому, ребенок обретает массу ощущений: запах, звук, цвет; совершенствуются навыки восприятия и свойства предмета – размер, плотность, цвет, форма.
Несомненный вклад в развитие сенсорного воспитания детей раннего возраста внесли ученые: А. А. Еремина, А. Р. Маллер, Л. Н. Павлова, Н. Н. Поддьяков, Г. В. Цикото и др. отмечают значительные возможности для сенсорного воспитания.
Важно отметить, сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется через формы работы: сенсорные занятия; прогулки; экскурсии; игры, развивающие все виды восприятия и осязания; развлечения; фронтальные и подгрупповые занятия посредством дидактических игр
(различение цвета, форма и величина предметов, тактильные ощущения) и пособий [1, с. 129].
Методы сенсорного воспитания детей раннего возраста : персональная деятельность детей с использованием многообразных предметов и материалов; общая деятельность педагога с детьми с использованием в практике игровых моментов, которые обеспечивают накапливание и обобщение чувств и познания; деятельность движения; игровые эксперименты; наслаждение художественной литературой и просмотром картин; обследование и сравнение, дидактические игры и пособия, продуктивная деятельность – изобразительная деятельность, конструирование, наблюдение, трудовая деятельность, проектный метод – проблемные ситуации [3, с. 14].
В нашей работе мы соблюдаем принципы: последовательность; постепенность усложнения и повторяемость; принцип развития –стимулирование и поддержка развития и саморазвития; принцип целостности образа мира – удерживание и воссоздание целостности, осознавание различных связей; принцип вариативности – возможность сосуществовать различным подходам в обучении и вариативное индивидуальное развитие ребёнка.
В работе по развитию сенсорного воспитания детей раннего возраста важно соблюдать определенные этапы: планирование цели и задач; разработка целостной структуры занятий, методик и техник работы; создание условий для подборки группы детей; просвещение педагогов и администрации по вопросам программы; реализация методики с участниками образовательных отношений; возможность оценивания с точки зрения достижения предполагаемых целей и задач, и, если необходимо, то разработка последующего плана [2, с. 42].
Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий состоит из этапности: первый этап – внимание ребенка привлекается через сенсорный признак; второй этап – если мы обучаем детей перцептивным действиям, мы накапливаем представления о сенсорных признаках; третий этап – формируем знания о предметных свойствах; четвертый этап – знакомство со способами использования сенсорных эталонов; пятый этап – развитие анализа в сочетании элементов и связей [7, с. 21].
Рассмотрим более подробно дидактические игры и пособия для работы с детьми по сенсорному воспитанию раннего возраста: игры на липучках. Благодаря таким играм, мы развиваем активность в познании окружающего мира [4, с. 137].
Задачи: формирование целостного зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия действительности; появление игровых навыков; развитие логических данных; развитие пространственных форм и отношений; увеличение словарного запаса за счет развития связной речи; усовершенствование моторики рук и глазодвигательных навыков.
Рис. 1 Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий
Варианты игр, которые я использую в работе с детьми: «Найди тень», «Синий трактор», «Собери пирамидку», «Подбери шапочки к шарфикам пингвинов», «Разложи продукты по баночкам».
Преимущества игры: возможность оперировать новыми знаниями (определенная тема); колоритность деталей (изучение новых цветов); лепить изображения легко и просто; многоразовое использование (прикрепил-открепил); увлечение занятием с большим интересом.
Рис. 1. Игры на липучках
Рассмотрим более подробно игры с прищепками. Данное пособие создает условия для самостоятельного прицепления прищепок.
Задачи: воспитывает усидчивость; обогащает сенсорный опыт детей 2-3 лет; развивает мелкую моторику пальцев рук у детей; развивает умение принимать воображаемую игровую ситуацию.
Варианты игр, которые я использую в работе с детьми: «Геометрические фигуры и цвет», «Кто, где живет», «Кто, что ест», «Подбери хвостик к рыбке», «Подбери по цвету», «Хвосты».
Преимущества игры: реализация гимнастики модулями (создание нового предмета из старого); физическая координация рук; совершенствование речи за счет расширения словарного запаса слов; развитие творчества; развитие психических процессов (восприятие, мышление).
Рис. 2. Игры с прищепками
Рассмотрим более подробно игры с сенсорной коробкой.
Данное пособие создает условия для развития сенсорных возможностей детей.
Задачи: развитие мелкомоторной координации движения; развитие психические процессов (внимание, воображение, мышление память, речь); реализация опытно-экспериментального направления; увеличение лексического запаса; совершенствование связной речи; формирование личного мотивационного познания.
Преимущества игры: развитие тактильных ощущений (кинетической модальности); формирование исследовательских навыков.
Рис. 3. Игры с сенсорной коробкой
Пособие игр с тактильными карточками создает условия для развития мелкой интуиции, зрительного восприятия, внимания, моторики рук, памяти, усидчивости, ознакомление со свойствами разных предметов и поверхностей.
Рис. 4. Игры с тактильными карточками
Рассмотрим более подробно игры с тактильными мешочками. Данное пособие развивает тактильное восприятие, мелкую моторику, память и внимание, воображение и координацию движений рук.
Задачи: развивает тактильное, слуховое и зрительное восприятие (учить подбирать парные предметы на ощупь и по звучанию); развивает внимание, слуховую и зрительную память, мышление; пополняет и активизирует словарь; развивает мелкую моторику рук; обучает целенаправленному тактильному обследованию (поглаживание, сжимание, надавливание); учит находить предмет по заданным свойствам с опорой на образец (натуральный, изображение наполнителя) и предъявляемым вербально; учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, воспринятых на ощупь (форма, размер, твердость – мягкость, качество поверхности); учит считать предметы на ощупь.
Рис. 5. Игры с тактильными мешочками
Рассмотрим более подробно игры с крышками. Данное пособие помогает развивать цветовые ощущения; ориентирует в величинном отношении; совершенствование мелкомоторной координации пальчиков рук, развитие математических представлений; формирование способностей творчества.
Преимущества: многократное использование крышечек из-за гибкости материала; индивидуальная и групповая работа.
Рис. 6. Игры с крышками
Рассмотрим более подробно развивающую книгу из фетра. Дидактические пособия из фетра развивают : речь, обогащают словарный запас; мелкую моторику, тактильные ощущения и сенсорное восприятие; воображение, память и эмоциональную сферу.
Задачи: совершенствование навыка счета; формирование у детей понятийного аппарата; умение ориентироваться в пространстве; формирование знаний по конкретным признакам (величина, цветовая и предметная гамма); развитие внимательности (сведения об окружающем быте, памяти, речевых навыков и наблюдения; закрепление мелкомоторной координации [5, с. 76].
Рис. 7. Развивающая книга из фетра
В результате мониторинга (январь 2021, мы выявили сдвиги: повышение высокого (44%) уровня, снижение среднего (25%) и низкого (19%) уровней. Дети стали сотрудничать со взрослым, вести себя адекватно, ошибки в работе допускают изредка, принимают задание, наличие самостоятельности в действиях. Дети владеют сенсорными эталонами (хорошо ориентируются в величине, времени, пространстве, форме и цвете предметов). Таким образом, реализация технологии развитие сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий дала свои результаты. Постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие.
Список использованных источников
1. Амет-Уста, З. Р., Ткаченко, В. Н. Сенсомоторное развитие детей как важная задача дошкольного образования [Текст] / З. Р. Амет-Уста, В. Н. Ткаченко // Форум молодых ученых. – 2018. – № 4 (20). – С. 127-131. – Текст : непосредственный.
2. Боброва, Н. Б. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие [Текст] / Н. Б. Боброва. – СПб. : Питер, 2016. – 111 с. – Текст : непосредственный.
3. Волкова, Н. Основы сенсорики [Текст] / Н. Волкова. – Минск. – 2016, – 32с. – Текст : непосредственный.
4. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, – 2008. – 437 с. – Текст : непосредственный.
5. Громова, И. С. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук [Текст] / И. С. Громова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №8. – С. 76-80. – Текст : непосредственный.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c.336.– Текст : непосредственный.
7. Янушко, Я. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей [Текст] / Я. А. Янушко. – М. : Владос, – 2018. – 31 с. – Текст : непосредственный.