Татьяна Терехова
Сенсорное развитие детей от одного до двух лет, живущих в доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей от одного до двух лет, живущих в доме ребенка»
Консультация из опыта работы старшего воспитателя Тереховой Т. А.
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.
Публикация «Сенсорное развитие детей от одного до двух лет, живущих в доме ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Уже в раннем возрасте большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Нужно обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.
Известно, что обеспечение накопления представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, составляют фундамент общего умственного развития ребенка.
Чтобы достигнуть этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
• воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• развивать мелкую моторику рук;
Для успешной реализации поставленных цели и задач необходимо использовать следующие методы работы с детьми второго года жизни: - индивидуальные занятия (все дети, живущие в доме ребенка - особенные, имеют отклонения в развитии, как в психическом так и физическом).
- дидактические игры – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: обучение, чего добивается взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Наше учреждение работает над проблемой сенсорного воспитания детей с особенностями в развитии уже не первый год, перспективный план по сенсорному воспитанию был уже разработан. Я организовала предметно – развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО, подобрала игры, многие изготовила сама. Составила перспективный план работы по сенсорному развитию с использованием дидактических игр. Ведь чтобы научить – необходимо преподнести материал в игровой форме, заинтересовать малыша, вызвать ответную реакцию.
Занятия по сенсорному развитию организовывала в соответствии с принципами:
1. Развивать все направления развития гармонично.
2. Разумное разнообразие.
3. Быть чутким и внимательным к себе и малышу.
4. «Запланировала – подготовилась – поиграли».
Предметно – пространственную среду я организовывала в соответствии с требованиями:
- максимальная реализация образовательного пространства группы;
- обеспечить возможность общаться и взаимодействовать детям и взрослым;
- обеспечить реализацию программы;
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.
На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму, и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. В доме ребенка здоровых детей практически нет. Поэтому мы обучаем детей в соответствии с их психическими и физическими возможностями. Игры – занятия провожу в соответствии с принципом «от простого к сложному», но часто приходится возвращаться к простому или начинать все с начала. Задачи сенсорного развития успешно решаются и на других занятиях, где задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Для детей раннего возраста нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Я считаю, что научила детей узнавать предметы и это лишь первый шаг к его полноценному восприятию. Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки детей в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети уже воспринимают окружающее не приблизительно, глобально, а видят в предмете форму, величину, выделяют существенные части предмета, необходимые для действия с ним. Научить детей, живущих в доме ребенка восприятию и есть задача педагогов. Поэтому я считаю, что мой опыт работы, подборка материалов, пособий, перспективный план могут пригодиться и другим педагогам.